Нижний Новгород |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А79-7302/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Михайлова А.Ю. (доверенность от 27.08.2019),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску: Суворовой С.В. (доверенность от 09.01.2020),
от Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике: Солина Н.А. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нейти" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 по делу N А79-7302/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нейти" (ИНН: 2124040994, ОГРН: 1152124001281)
о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску от 21.12.2018 N 39, от 11.02.2019 N 4 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 02.04.2019 N 60
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нейти" (далее - ООО "Нейти", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новочебоксарску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.12.2018 N 39 о приостановлении выездной налоговой проверки, от 11.02.2019 N 4 о возобновлении выездной налоговой проверки, решения Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление) от 02.04.2019 N 60 и обязании Инспекцию составить и вручить справку о проведенной выездной налоговой проверке не позднее двух месяцев со дня вынесения решения от 20.12.2018 N 8 о проведении выездной налоговой проверки.
Решением суда от 23.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Нейти" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что не получало решение Инспекции от 21.12.2018 N 39 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки. По его мнению, Инспекция фактически не приостанавливала и не продлевала выездную налоговую проверку, надлежащие доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Инспекция и Управление в отзывах и представители в судебном заседании отклонили доводы Общества, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 20.12.2018 N 8 о проведении в отношении ООО "Нейти" выездной налоговой проверки за период с 21.07.2015 по 31.12.2017.
Решением Инспекции от 21.12.2018 N 39 выездная налоговая проверка приостановлена в связи с необходимостью истребования на основании пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации документов (информации) у общества с ограниченной ответственностью "Пионер лизинг" и акционерного общества "ВЭБ-Лизинг".
Решением от 11.02.2019 N 4 проведение выездной налоговой проверки возобновлено с 11.02.2019.
ООО "Нейти" обратилось в Управление с жалобой на бездействие должностных лиц Инспекции, выразившееся в ненаправлении решения от 21.12.2018 N 39 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки.
Решением Управления от 02.04.2019 N 60 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
ООО "Нейти" не согласилось с решениями Инспекции и Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением и признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 31, 82, 87, 89 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу об отсутствии нарушения прав Общества оспариваемыми ненормативными правовыми актами, в связи с чем отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
На основании пункта 9 статьи 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
В пункте 4 статьи 31 НК РФ установлено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 5 статьи 31 НК РФ).
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
При рассмотрении дел, связанных с обжалованием действий налоговых органов, судам необходимо иметь в виду следующее.
По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что решение Инспекции о приостановлении выездной налоговой проверки от 21.12.2018 N 39 посредством ПК "Система ЭОД-местный уровень" сформировано и отправлено налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи 21.12.2018. Вместе с тем файл передачи данных, содержащий данное решение, из-за технического сбоя не был выгружен специализированному оператору связи и Обществом не получен.
Решением от 11.02.2019 N 4 Инспекция возобновила выездную налоговую проверку, где сообщила, что выездная налоговая проверка ООО "Нейти" приостанавливалась на основании решения от 21.12.2018 N 39.
Решение от 11.02.2019 N 4 направлено Обществу по почте заказным письмом и по телекоммуникационным каналам связи. Факт получения решения от 11.02.2019 N 4 налогоплательщик не отрицает.
Приняв во внимание, что имелись правовые основания для приостановления выездной налоговой проверки и что произошел технический сбой при направлении Инспекцией Обществу решения о приостановлении выездной налоговой проверки, в решении от 11.02.2019 N 4 имелись сведения о том, что выездная налоговая проверка приостанавливалась, в период приостановления проведения выездной налоговой проверки процессуальные действия в отношении Общества на его территории налоговым органом не совершались, суды пришли к выводу, что оспариваемые решения Инспекции и Управления не нарушают права и законные интересы ООО "Нейти", не возлагают на него какие-либо обязанности и не создают препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО "Нейти" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату ООО "Нейти" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 по делу N А79-7302/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нейти" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нейти".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нейти" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.01.2020 N 108.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
...
По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 марта 2020 г. N Ф01-9391/20 по делу N А79-7302/2019