Нижний Новгород |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А29-5364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы Республики Коми
строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.08.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019
по делу N А29-5364/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания
"Интинская" (ИНН: 1104013849, ОГРН: 1141104000289)
о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции
по городу Инте Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического
надзора (контроля),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Панина Лейла Антсовна, Коропецкая Галина Петровна,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Интинская" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции по городу Инте Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) от 12.04.2019 N 27 и 28 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Панина Лейла Антсовна и Коропецкая Галина Петровна.
Решением суда от 30.08.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению статьи 46, 48, часть 2.3 статьи 161 и часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункты 17 и 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункт 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, подпункты "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Службы, Общество неправомерно при начислении платы за содержание жилого помещения включало с ноября 2018 года в состав платы стоимость услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов. Суды не приняли во внимание, что собственники помещений не утверждали перечень работ и услуг по содержанию общего имущества и не принимали соответствующего решения. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2020 произведена замена судьи Чигракова А.И. на судью Башеву Н.Ю. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирными домами по адресам: город Инта, улица Воркутинская, дома 10 и 12 (далее - МКД N 10 и 12), на основании договоров управления от 01.01.2015, заключенных по итогам общих собраний собственников МКД.
Служба с 08 по 12.04.2019 на основании распоряжения от 08.04.2019 N 504-л провела выездную проверку Общества в связи с обращениями жителей указанных домов. В обращениях указано на неправомерное включение Обществом в состав платы на содержание жилых помещений в МКД платы за вывоз твердых бытовых отходов.
В ходе проверки установлено, что с начала действия на территории республики регионального оператора с 01.11 2018 года по настоящее время Общество продолжало начислять плату за содержание жилых помещений МКД N 10 и 12 по тарифам, действовавшим до включения в платежные документы платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нарушение пункта 17 Правил N 491 плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов Обществом не исключена из состава платы за содержание жилого помещения. Результаты проверки зафиксированы в акте от 12.14.2019 N 43.
По итогам проверки Служба выдала предписания от 12.04.2019 N 27 и 28, которыми на Общество возложена обязанность в срок до 01.05.2019 прекратить включение стоимости услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав платы за содержание жилого помещения собственникам помещений МКД N 10 и 12; произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения собственникам помещений МКД N 10 и 12 с 01.11.2018 путем исключения стоимости услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 3,30 рубля /квадратный метр (МКД N 10) и 3,80 рубля /квадратный метр (МКД N 12) из платы за содержание жилого помещения.
Общество оспорило предписания в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Закон N 89-ФЗ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписаний и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Суды установили, и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Службой в пределах предоставленных ей законодательством полномочий (Закон N 99-ФЗ, Закон N 294-ФЗ, Кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Кодекса).
В части 6.2 статьи 155 Кодекса определено, что управляющие организации, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющими организациями заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
В части 1 статьи 158 Кодекса предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Из пункта 17 Правил N 491 следует, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 29 Правил N 491).
В статье 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На основании части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации, перешедших на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с отходами осуществляется по договорам с региональными операторами, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. Изменение размера платы происходит с месяца, в котором потребителям начинается предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом исключение данной платы из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
На территории Республики Коми услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленная потребителю в жилом помещении, является коммунальной услугой с 01.11.2018. Начиная с указанной даты услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами должна включаться в состав платы за коммунальные услуги и отражаться в платежном документе отдельной строкой.
Исследовав и оценив материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о недоказанности Службой факта включения Обществом после 01.11.2018 в платежные документы в составе платы за содержание жилых помещений стоимости услуг по вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования и признали оспариваемые предписания недействительными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.08.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А29-5364/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 марта 2020 г. N Ф01-9473/20 по делу N А29-5364/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6291/20
24.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9473/20
16.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9589/19
19.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6013/19
30.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5364/19
21.06.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5352/19
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5364/19
03.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5364/19