Нижний Новгород |
|
23 апреля 2020 г. |
Дело N А43-29265/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Башевой Н.Ю.,
без вызова сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А43-29265/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (ИНН: 5250063394, ОГРН: 1155250001818)
о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Кстовского отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 04.07.2019 N 515-05-187Б/2019. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с назначением наказания в виде штрафа в размере 51 500 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 10.09.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 решение суда отменено, заявление Общества удовлетворено.
Инспекция не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Кстово Кстовского района Нижегородской области, утвержденных решением городской Думы г. Кстово от 26.12.2012 N 187 (далее - Правила 187), неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить обжалуемый судебный акт. Представленные в дело доказательства подтверждают наличие в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения. Основания для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения заявленного требования отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция в ходе мониторинга состояния чистоты, порядка, внешнего вида территории города Кстово 03.06.2019 с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: город Кстово, проспект Рачкова на пересечении с улицей Волжской, проспект Рачкова в районе военного училища, 04.06.2019 с 8 часов 00 минут до 8 часов 30 минут и с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по адресу: город Кстово, проспект Рачкова, в районе дома 2 улица Народная, проспект Рачкова на пересечении с улицей Волжской, проспект Рачкова в районе военного училища, 05.06.2019 с 8 часов 00 минут до 8 часов 30 минут по адресу: город Кстово, проспект Рачкова, в районе дома 2 улица Народная, проспект Рачкова на пересечении с улице Волжской выявила, что Общество допустило нарушение сроков вывоза мусора, а равно несоблюдение графика вывоза мусора с 7-00 до 22-00 с 03.06.2019 по 05.06.2019 (более суток навалы твердых коммунальных отходов (крупногабаритный мусор) около контейнерных площадок), что является нарушением пунктов 3.2.16, 3.2.18, 3.2.19 и 12.1 Правил N 187.
Результаты мониторинга отражены в актах от 03.06.2019 N 88/2019, от 04.06.2019 N 89/2019 и от 05.06.2019 N 89-1/2019 с приложением фотоматериалов.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 3.2 Кодекса, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 21.06.2019 N 71 и вынесла постановление от 04.07.2019 N 515-05-187Б/2019 о назначении наказания в виде штрафа в размере 51 500 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Кодекса, Правилами N 187 и 1156, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 144-З), пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, отменил решение суда и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В части 1 статьи 3.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
Закон N 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
В статье 2 Закона N 144-З предусмотрено, что контейнером является стандартная емкость для сбора мусора объемом до 2 кубических метров включительно. Контейнерная площадка представляет собой специально оборудованную площадку для установки необходимого количества контейнеров с целью сбора и временного хранения мусора. Мусором являются отходы производства и потребления, коммунальные отходы, крупногабаритный мусор, строительный мусор. Под надлежащим состоянием объекта понимается соответствие характеристик объекта и (или) отдельных его элементов установленным для него требованиям к обеспечению чистоты, порядка, внешнему виду, определенным данным Законом, муниципальными правовыми актами. Обеспечением чистоты и порядка является комплекс мер, направленных на реализацию выполнения требований к надлежащему состоянию объектов и (или) обеспечение соответствия характеристик объекта и (или) отдельных его элементов требованиям, установленным данным законом и муниципальными правовыми актами (пункты 10, 11, 15 - 17).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 144-3 субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные данным законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
В соответствии с пунктом 20 части 4 статьи 5 Закона N 144-З обязанности по обеспечению чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок возлагаются на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации).
В частях 1 и 2 статьи 9 Закона N 144-З определено, что временное хранение мусора осуществляется в контейнерах, бункерах-накопителях, урнах в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также требованиями, установленными данным законом. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на контейнерных площадках.
Согласно части 3 статьи 9 Закона N 144-З допускается временная установка на дворовых территориях контейнеров и бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных, аварийных, уборочных работ. Порядок временной установки контейнеров и бункеров-накопителей определяется органом местного самоуправления.
Сбор крупногабаритного мусора должен производиться в бункеры-накопители, а при их отсутствии на территории контейнерной площадки должны быть предусмотрены места для складирования крупногабаритного мусора. Такое место и его границы в пределах контейнерной площадки должны быть обозначены соответствующими надписями и обозначениями (часть 6 статьи 9 Закона N 144-З).
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона N 144-З переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя.
Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1,2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием. Допускается изготовление контейнерных площадок по индивидуальным проектам (эскизам). Территория вокруг контейнерной площадки и бункера-накопителя в радиусе 10 метров должна находиться в чистоте (часть 8 статьи 9 Закона N 144-З)
В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей (часть 14 статьи 9 Закона N 144-З).
Лица, на которые возложены обязанности по обеспечению надлежащего состояния соответствующих объектов, должны осуществлять мониторинг состояния этих объектов в целях поддержания их в чистоте и порядке (часть 3 статьи 10 Закона N 144-З).
Собственники, владельцы или пользователи домовладений обязаны: складировать мусор в специально оборудованных местах; осуществлять уборку принадлежащих им объектов в соответствии с установленными данным законом требованиями (пункты 2 и 4 статьи 18 Закона N 144-З).
В силу пункта 3.2.16 Правил N 187 в целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей.
В пункте 3.2.18 Правил N 187 предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, сбор и вывоз мусора осуществляется организациями, имеющими соответствующее разрешение.
Из пункта 3.2.19 Правил N 187 следует, что вывоз мусора должен проводиться в соответствии с графиком, в котором указаны адреса, объемы и время вывоза. Внеплановый вывоз отходов осуществляется при заполнении контейнеров, бункеров-накопителей.
В пункте 12.1 Правил N 187 установлено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на территории города Кстово своего пребывания и деятельности, в том числе на внутренних (производственных, заводских) территориях, территориях домовладения, своевременно производить уборку соответствующих объектов, поддерживать их в надлежащем состоянии, соблюдать нормы, запреты и требования данного закона, нормативных правовых актов, в том числе муниципальных, в сфере обеспечения чистоты и порядка, заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями в соответствии с образуемыми ими объемами мусора и рассчитанными нормами накопления. Лица, на которых возложены обязанности по содержанию соответствующих объектов, должны осуществлять мониторинг состояния этих объектов в целях поддержания их в чистоте и порядке.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) Правил N 1156 (пункт 5 Правил N 1156).
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В пункте 11 Правил N 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (пункт 13 Правил N 1156).
На основании пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 148(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Как следует из материалов дела, 22.03.2018 Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Общество заключили соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 5).
Согласно пункту 2.1.4 соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.
В пункте 2.1.16 соглашения предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно. Обеспечение складирования мусора в бункеры и контейнеры, поддержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории не входит в зону ответственности регионального оператора, обязанного осуществить сбор и вывоз мусора, размещенного в бункерах и контейнерах, непосредственно с территории контейнерной площадки.
Исследовав и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что вывоз мусора, в том числе крупногабаритных твердых коммунальных отходов, Общество осуществляло в соответствии с установленным графиком, из контейнеров, расположенных на контейнерных площадках, ответственность за чистоту которых несет региональный оператор. На момент проверки контейнеры и контейнерная площадка не были переполнены.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что место, на котором Инспекция обнаружила навалы крупногабаритных отходов, является специально отведенной площадкой для складирования крупногабаритного мусора, ответственность за надлежащее содержание которой возложена на Общество, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что у Инспекции не имелось оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.2 Кодекса.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А43-29265/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 148(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
...
Доказательств, достоверно подтверждающих, что место, на котором Инспекция обнаружила навалы крупногабаритных отходов, является специально отведенной площадкой для складирования крупногабаритного мусора, ответственность за надлежащее содержание которой возложена на Общество, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что у Инспекции не имелось оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.2 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 апреля 2020 г. N Ф01-9973/20 по делу N А43-29265/2019