Нижний Новгород |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А29-13881/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 15.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2019 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А29-13881/2018
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (ИНН: 1109005200, ОГРН: 1021100971352), Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607) и Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (ИНН: 1101160228, ОГРН: 1181101000134)
об истребовании из чужого незаконного владения участка лесного фонда,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми,
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Администрация), Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Минимущество) и Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Министерство) об обязании вернуть из чужого незаконного владения земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 11:04:0401001:1223, расположенный в квартале 273, выделах 3 и 7 Пажгинского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 10.10.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с названными судебными актами, Минприроды обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на наличие у истца полномочий по предоставлению земельных участков лесного фонда, владению, пользованию и распоряжению ими; срок исковой давности по заявленному требованию не пропущен, так как его следует исчислять с момента принятия решения об обращении с настоящим исковым заявлением на очередном заседании межведомственной рабочей группы (25.06.2018).
В отзыве на кассационную жалобу представитель Минимущества сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайства Администрации и Минимущества о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия их представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.05.2020 объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 14.05.2020.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителе в судебные заседания, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В обоснование заявленного иска Минприроды указывает, что согласно акту выбора земельного участка для размещения объекта от 30.10.2008 в административных границах сельского поселения "Лэзым" путем выдела из кадастрового квартала 11:04:0401001 образованы земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.
Постановлением Администрации от 17.12.2012 N 12/3146 утверждена схема расположения земельных участков в Сыктывдинском районе, с присвоением кадастрового номера N 11:04:0401001:1223 общей площадью 13 533 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к селу Лэзым" от автомобильной дорога "Вятка".
По утверждению истца, частично утвержденные в схеме участки являются собственностью Российской Федерации, относятся к землям лесного фонда.
В силу статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми от 03.12.2009 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 84 600 000 квадратных метров, расположенный, в частности, в квартале 4а Пажгинского участкового лесничества, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись регистрации N 11-11-01/147/2009-428, а также выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 11АА N 666334.
Комитет лесов Республики Коми 26.06.2012 заключил государственный контракт на проведение работ по лесоустройству, результаты (материалы) которых введены в действие приказом Комитета лесов Республики Коми от 20.01.2014 N 53.
Минприроды указывает, что после проведения работ по лесоустройству квартал, ранее именовавшийся "4а" был переименован в квартал "273", а также, что границы квартала 273 совпадают с границами ранее существовавшего квартала 4а Пажгинского участкового лесничества, и отображены на лесоустроительном плане и подтверждаются представленными доказательствами, в том числе и таксационным описанием.
Посчитав, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности и относится к землям лесного фонда, Минприроды обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения принадлежат собственнику.
Спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
При рассмотрении виндикационного иска суду необходимо установить, в частности, наличие у истца права собственности или иного вещного права на истребуемое индивидуально-определенное имущество.
Суды установили, что в ответ на запрос Минприроды с целью установления принадлежности земельных участков в Филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Севлеспроект" о сопоставлении сведений единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 11:04:0401001:1223 и планшета квартала 273 Пажгинского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество", был получен ответ от 05.07.2018 N 11/1311 с предоставлением фрагмента графического наложения границ земельного участка с кадастровым номером 11:04:0401001:1223 на материалы лесоустройства Сыктывдинского лесничества, из которого усматривается наложение границ земельного участка с кадастровым номером 11:04:0401001:1223 на квартал 273 выделы 3 и 7 Пажгинского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество".
Права на лесные участки земель лесного фонда зарегистрированы как собственность Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.12.2009 N 11-11- 01/147/2009-428, то есть земельный участок является федеральной собственностью.
В обоснование наличие права на предъявление заявленного иска Минприроды ссылается на переданные ему Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Вместе с тем, согласно подпункту 7 пункта 9 Положения о Минприроды, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми, от 24.08.2017 N 452 одной из основных задач его деятельности является устойчивое управление лесами, расположенными на территории Республики Коми, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, осуществляет государственные функции в области лесных отношений, по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Республики Коми.
В пункте 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В силу пункта 5.4.19 положения Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, Минприроды, выступающее в интересах Российской Федерации в области лесных отношений, не осуществляет полномочий, связанных с управлением государственным имуществом в области лесных отношений, так как такими полномочиями наделено Федеральное агентство лесного хозяйства, а потому судебные инстанции сочли обоснованным отсутствие у истца законных оснований выступать в суде с заявленным иском. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, по смыслу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заинтересованного лица. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.
Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что право собственности Республики Коми на спорный земельный участок, в отношении которого заявлен иск о его истребовании, зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено, в связи с чем избранный способ защиты не повлечет восстановление прав истца.
При таких обстоятельствах суд округа соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленного Минприроды иска об истребовании участка лесного фонда.
Вывод суда первой инстанции об истечении срока исковой давности и заявленные в опровержение подателем жалобы доводы не имеют правового значения в силу вышеизложенного.
Доводов, указывающих на явное нарушение норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены состоявшихся решения и постановления не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А29-13881/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
...
В пункте 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В силу пункта 5.4.19 положения Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2020 г. N Ф01-10332/20 по делу N А29-13881/2018