г. Киров |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А29-13881/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Горева Л.Н., Малых Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2019 по делу N А29-13881/2018
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к Администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (ИНН: 1109005200, ОГРН: 1021100971352), Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607), Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (ИНН: 1101486886, ОГРН: 1111101006873), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (ИНН: 7722319952, ОГРН: 1157746215527), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191),
об истребовании из чужого незаконного владения земель участка лесного фонда,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, заявитель, Министерство) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Администрация), Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Министерство имущества), Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Министерство строительства) об обязании вернуть из чужого незаконного владения земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 11:04:0401001:1223, расположенный в квартале 273 выделах 3, 7 Пажгинского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку суд не оценил в полной мере доводы истца о том, являются ли спорные объекты пересекающимися или иным образом совпадающими, между тем из представленных Министерством документов указанное обстоятельство усматривается однозначно. Документы о том, что первоначально спорные земли относились к иным категориям, а не к участкам лесного фонда, в материалы дела не представлены. Полномочия по предоставлению земельных участков лесного фонда, владению, пользованию и распоряжению ими отнесены к полномочиям Министерства, в связи с чем судом сделан необоснованный вывод о том, что иск заявлен ненадлежащим истцом. Течение сроков исковой давности в настоящем споре необходимо связывать с принятием 25.06.2018 решения об обращении с настоящим исковым заявлением на очередном заседании межведомственной рабочей группы. Именно тогда у Министерства появилась фактическая информация о наличии наложения границ участка лесного фонда и автодороги.
Администрация, Министерство имущества представили отзывы на апелляционную жалобу, доводы заявителя отклонили, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.11.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.11.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленные требования Министерство обосновывает со ссылками на следующие обстоятельства.
Согласно акту выбора земельного участка для размещения объекта от 30.10.2008 в административных границах сельского поселения "Лэзым" путем выдела из кадастрового квартала 11:04:0401001 были образованы земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.
Постановлением АМО MP "Сыктывдинский" от 17.12.2012 N 12/3146 была утверждена схема расположения земельных участков в Сыктывдинском районе, с присвоением кадастрового номера N 11:04:0401001:1223 общей площадью 13533 кв.м., расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к с. Лэзым" от автомобильной дорога "Вятка".
По утверждению Истца, частично утвержденные в схеме участки являются собственностью Российской Федерации, относятся к землям лесного фонда.
В силу статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми от 03.12.2009 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 84 600 000 кв.м., расположенный, в частности, в квартале 4а Пажгинского участкового лесничества, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись регистрации N 11-11- 01/147/2009-428, а также выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 11АА N 666334.
Комитетом лесов Республики Коми 26.06.2012 был заключен государственный контракт на проведение работ по лесоустройству, результаты (материалы) которых введены в действие приказом Комитета лесов Республики Коми N 53 от 20.01.2014
Министерство поясняет о том, что после проведения работ по лесоустройству квартал, ранее именовавшийся "4а" был переименован в квартал "273", а также о том, что границы квартала 273 совпадают с границами ранее существовавшего квартала 4а Пажгинского участкового лесничества, и отображены на лесоустроительном плане и подтверждаются представленными доказательствами, в том числе и таксационным описанием.
На основании указанных обстоятельств и документов Истец считает, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности и относится к землям лесного фонда, в связи с чем обратился в суд первой инстанции с заявленным иском.
Согласно проведенному 25.06.2018 заседанию региональной межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра, а также в соответствии с пунктом 1.8.3 Протокола комиссии N 4, и на основании письма Филиала от 19.06.2018 N11-18/02218 об отсутствии в ЕГРН сведений об объектах капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 11:04:0401001:1223 (для эксплуатации и обслуживания автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к с. Лэзым" от автомобильной дороги "Вятка", категория земель - земли промышленности, дата регистрации 18.03.2013), Комиссия приняла решение - Управлению лесного хозяйства подготовить обращение в суд с исковым заявлением об истребовании из незаконного владения земельного участка лесного фонда.
С целью установить принадлежность земельных участков, Министерство 28.06.2018 N 02-10-4879 обратилось в Филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Севлеспроект" о сопоставлении сведений единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 11:04:0401001:1223 и планшета квартала 273 Пажгинского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество".
В ответ на запрос Министерства был получен ответ Филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Севлеспроект" от 05.07.2018 N 11/1311 с предоставлением фрагмента графического наложения границ земельного участка с кадастровым номером 11:04:0401001:1223 на материалы лесоустройства Сыктывдинского лесничества, из которого усматривается наложение границ земельного участка с кадастровым номером 11:04:0401001:1223 на квартал 273 выделы 3, 7 Пажгинского участкового лесничества ГУ "Сыктывдинское лесничество".
Права на лесные участки земель лесного фонда зарегистрированы как собственность Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.12.2009 N 11-11- 01/147/2009-428.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В обоснование наличие права на предъявление заявленного иска об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка Министерство сослалось на переданные ему Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Между тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для предъявления иска.
Как следует из материалов дела, права на земельный участок лесного фонда зарегистрированы как собственность Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.12.2009 N 11-11- 01/147/2009-428, земельный участок является федеральной собственностью.
В то же время истцом не представлены доказательства, подтверждающие его право на обращение с заявленным иском.
Согласно подпункту 7 пункта 9 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми, от 24.08.2017 N 452 одной из основных задач деятельности Министерства является устойчивое управление лесами, расположенными на территории Республики Коми, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, осуществляет государственные функции в области лесных отношений, по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах Республики Коми.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В соответствие с пунктом 5.4.19 положения Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Министерство, выступающее в интересах Российской Федерации в области лесных отношений, не осуществляет полномочий, связанных с управлением государственным имуществом в области лесных отношений, такими полномочиями наделен Рослесхоз, в связи с чем Министерство не имеет достаточных законных оснований выступать в суде с заявленными исковыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено право на обращение в арбитражный суд, заключающееся в том, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не только подача, но и удовлетворение иска, жалобы возможно только в том случае, если это ведет к восстановлению или защите нарушенного права, в связи с чем лицо, обращаясь в арбитражный суд с соответствующим заявлением, должно мотивировать со ссылками на нормы материального права то, каким образом заявляемые требования влекут восстановление или защиту законных интересов заявителя.
По смыслу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Кроме того, из материалов дела следует и истцом не оспаривается, что право собственности Республики Коми на спорный земельный участок, в отношении которого истцом заявлен иск о его истребовании, зарегистрировано в установленном законом порядке, никем не оспорено. При таких обстоятельствах, удовлетворение заявленного иска об истребовании имущества не повлечет восстановление прав истца, поскольку само по себе не ведет к оспариванию законности зарегистрированного права собственности Республики Коми даже при истребовании спорного имущества из владения ответчиков.
Таким образом, учитывая, что истец не имеет достаточных правовых оснований на предъявление заявленного иска, удовлетворение которого не влечет восстановление прав, о нарушении которых заявлено Министерством, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для его удовлетворения.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2019 по делу N А29-13881/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-13881/2018
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: Администрация Муниципального Образования Муниципального Района "Сыктывдинский"
Третье лицо: ГКУ РК УправтодорКоми, Министерство РК имущественных и земельных отношений, Министерство строительства и дорожного хозяйства РК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, ФГБУ Рослесинфорг, ФГУП "Ростехинвестаризация Федеральное БТИ, ФГУП Рослесинфорг, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми