Нижний Новгород |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А43-21970/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
от заинтересованного лица: Сергеевой Е.А. (доверенность от 11.12.2019 N МИ/9568/19),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-С" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.07.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А43-21970/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-С" (ИНН: 5254491665, ОГРН: 1165275068254)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.02.2019 N 2409-ФАС52-10/18,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Дивеевского муниципального района Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области, Шандор В.А., Игнатов В.М., Малышева Т.В., Ванюшин Д.М., Кузяева М.С., Мордовина Д.Е., Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-С" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 28.02.2019 N 2409-ФАС52-10/18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Дивеевского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация), Министерство социальной политики Нижегородской области, Шандор В.А., Игнатов В.М., Малышева Т.В., Ванюшин Д.М., Кузяева М.С., Мордовина Д.Е., Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области.
Решением суда от 18.07.2019 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.10.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, установление Администрацией при проведении закупок на право заключения контракта на поставку жилых помещений для нужд администрации (для предоставления жилых помещений (квартир) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) требований о расположении жилого помещения в черте село Дивеево Дивеевского муниципального района Нижегородской области является неправомерным, противоречащим требованиям действующего законодательства и ограничивающим конкуренцию при проведении данных аукционов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили.
Суд округа определением от 17.03.2020 по правилам пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществил замену судьи Чигракова А.И., находящегося в очередном отпуске, на судью Башеву Н.Ю. Кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Определением от 23.03.2020 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 13 часов 30 минут 18.05.2020.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.01.2018 N 27 определено количество жилых помещений, приобретаемых для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, для Дивеевского района Нижегородской области количество жилых помещений, подлежащих приобретению в 2018 году, равно шести.
На сайте Единой информационной системы в сфере закупок Администрация разместила извещения об осуществлении закупки путем проведении запроса предложений на право заключения контракта на поставку жилого помещения (квартир) для нужд администрации Дивеевского муниципального района Нижегородской области (извещения 0332300255118000024, 0332300255118000023, 0332300255118000022, 03323002551180000021, 0332300255118000020, 0332300255118000019), а также документация о проведении запросов предложений.
Способ определения поставщика - запрос предложений.
В качестве источника финансирования указан бюджет Дивеевского муниципального района (субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в соответствии с Законом Нижегородской области "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" от 22.12.2017 N 173-З).
Согласно разделу 5 документации о проведении запроса предложений дом, в котором находится предлагаемое жилое помещение (квартира), должен располагаться в черте села Дивеево Дивеевского района Нижегородской области.
Общество обратилось с жалобой в Управление, посчитав, что данные положения документации о проведении запроса предложений (в части установления требований о расположении жилых помещений в черте села Дивеево) противоречат нормам антимонопольного законодательства, поскольку ограничивают круг потенциальных участников торгов.
По результатам рассмотрения материалов комиссия Управления вынесла решение от 28.02.2019 N 2409-ФАС52-10/18 о прекращении рассмотрения дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с таким решением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 147-З), постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, на территории Нижегородской области установлены Законом N 147-З.
В статье 5 Закона N 147-З определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", однократно предоставляются по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичная норма закреплена в Положении о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее - Положение N 315).
В пункте 1.4 Положения N 315 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
При этом в силу пункта 2.8 Положения N 315 при наличии согласия детей-сирот, а также положительного мнения законных представителей и органа опеки и попечительства строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот осуществляется на территории других муниципальных образований Нижегородской области.
Проанализировав нормы права суды обоснованно указали, что названных нормативных правовых актах не содержится запрет на территориальное ограничение приобретения жилого помещения в рамках муниципального образования для данной категории граждан.
Кроме того, в пункте 3.5 Рекомендаций по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изложенных в Письме Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07, разъяснено, что жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). С письменного согласия указанного лица (законных представителей несовершеннолетнего) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения может быть предоставлено на территории иного населенного пункта в границах субъекта Российской Федерации, на территории которого лицо включено в список.
Как следует из материалов дела, предметом рассматриваемых закупок путем проведения запроса предложений являлось право на заключение контрактов на поставку жилого помещения (квартир) для нужд Администрации.
Согласно разделу 5 документации о проведении запроса предложений дом, в котором находится предлагаемое жилое помещение (квартира), должен располагаться в черте селе Дивеево Дивеевского района Нижегородской области.
Суды установили, что Администрация исходила из интересов и заявлений детей-сирот о предоставлении им жилых помещений непосредственно в село Дивеево, в целях предоставления жилых помещений которым осуществлялись данные закупки.
Село Дивеево Дивеевского муниципального района Нижегородской области является административным центром Дивеевского муниципального района Нижегородской области с развитой инфраструктурой.
Предоставление детям-сиротам жилых помещений в населенных пунктах с развитой инфраструктурой, обеспечивающей социализацию граждан из числа детей-сирот, поиск работы, проживание с детьми, должно являться приоритетным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое Обществом требование документации не противоречит нормам действующего законодательства и установлено органом местного самоуправления с учетом волеизъявления детей-сирот и их интересов, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований
Таким образом, обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А43-21970/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-С" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Строй-С".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строй-С" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.12.2019 N 119.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав нормы права суды обоснованно указали, что названных нормативных правовых актах не содержится запрет на территориальное ограничение приобретения жилого помещения в рамках муниципального образования для данной категории граждан.
Кроме того, в пункте 3.5 Рекомендаций по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изложенных в Письме Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07, разъяснено, что жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). С письменного согласия указанного лица (законных представителей несовершеннолетнего) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения может быть предоставлено на территории иного населенного пункта в границах субъекта Российской Федерации, на территории которого лицо включено в список."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2020 г. N Ф01-9228/20 по делу N А43-21970/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9228/20
28.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8133/19
16.09.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8133/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-21970/19