Нижний Новгород |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А38-5375/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Рябининой Н.А. (доверенность от 09.01.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу N А38-5375/2019
по заявлению Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (ИНН: 1215117610, ОГРН: 1071215000086)
о признании незаконным внесения Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "КАН"
и установил:
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным внесения Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле (далее - Инспекция, регистрирующий орган) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "КАН" (далее - ООО "КАН", Общество) из реестра.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5, 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Инспекции, у нее имелись предусмотренные законом основания для повторного принятия решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ и внесения соответствующей записи, поскольку в случае, если в реестре имеются в записи о недостоверности сведений о юридическом лице, оно безусловно подлежит исключению из ЕГРЮЛ; в Законе N 129-ФЗ не установлено ограничение по сроку возобновления процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган указывает, что вынесенные судебные акты о взыскании задолженности с юридического лица, имеющего признаки недействующего, не препятствуют совершению регистрирующим органом действий по исключению его из ЕГРЮЛ; Министерство не лишено права воспользоваться способами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку представителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель Инспекции участвовал в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Марий Эл.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "КАН" (ИНН: 1215164748, ОГРН: 1121215004382) зарегистрировано в качестве юридического лица 08.06.2012, адрес (место нахождения): 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Анциферова, дом 7А.
По результатам проведенного 06.02.2017 осмотра объекта недвижимости Инспекция установила, что Общество по адресу регистрации не находится.
Общество письмом от 06.02.2017 N 1 Общество уведомило регистрирующий орган о том, что не находится по адресу регистрации, поскольку финансово-хозяйственная деятельность им не ведется более двух лет.
Инспекция 07.02.2017 направила ООО "КАН" и его учредителю и директору Кондрашову А.Н. уведомления о необходимости представления достоверных сведений о юридическом лице (адрес местонахождения).
Инспекция 17.03.2017 внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе ООО "КАН" и 06.11.2018 приняла решение N 1537 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Сообщение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 07.11.2018 N 44 (709).
В Инспекцию 30.01.2019 от Министерства поступило возражение на решение о предстоящем исключении ООО "КАН" из ЕГРЮЛ, в котором оно просило не исключать Общество из ЕГРЮЛ в связи с непогашенной задолженностью по аренде лесного участка, что подтверждается судебными решениями и возбужденным исполнительным производством, указало, что намерено признать ООО "КАН" несостоятельным (банкротом).
В ЕГРЮЛ 05.02.2019 внесена запись о представлении заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ. На основании пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ Инспекцией не было принято решение об исключении юридического лица из реестра.
Регистрирующий орган 18.02.2019 принял решение N 656 о предстоящем исключении ООО "КАН" из ЕГРЮЛ. Сообщение о принятии данного решения опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 20.02.2019 N 386.
В течение трех месяцев с момента публикации указанного сообщения заявления от Общества, его кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, в связи с чем Инспекция 05.06.2019 внесла в ЕГРЮЛ запись под государственным регистрационным номером 2191215113582 об исключении ООО "КАН" из ЕГРЮЛ (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Министерство не согласилось с действиями Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 21.1, 22 Закона N 129-ФЗ, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П, от 27.06.2013 N 15-П, от 18.05.2015 N 10-П, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о том, что оспариваемые действия регистрирующего органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Министерства, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством проведения осмотра объектов недвижимости.
На основании пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ определен в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ, который в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названной статьи применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
На основании пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что Министерство заявляло возражения относительно исключения ООО "КАН" из ЕГРЮЛ, в связи с чем первая процедура исключения Общества из реестра была прекращена регистрирующим органом; повторная процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ была инициирована Инспекцией по истечении 13 дней со дня прекращения предыдущей процедуры, следовательно, на момент принятия решений о предстоящем исключении и на момент исключения ООО "КАН" из реестра ей было достоверно известно о возражениях Министерства и его заинтересованности в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов; срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления является незначительным, и у Министерства отсутствовали основания считать, что в отношении ООО "КАН" регистрирующим органом вновь рассматривается вопрос об исключении его из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке, суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае оспариваемые действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "КАН" не соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы Министерства.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу N А38-5375/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что Министерство заявляло возражения относительно исключения ООО "КАН" из ЕГРЮЛ, в связи с чем первая процедура исключения Общества из реестра была прекращена регистрирующим органом; повторная процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ была инициирована Инспекцией по истечении 13 дней со дня прекращения предыдущей процедуры, следовательно, на момент принятия решений о предстоящем исключении и на момент исключения ООО "КАН" из реестра ей было достоверно известно о возражениях Министерства и его заинтересованности в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов; срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления является незначительным, и у Министерства отсутствовали основания считать, что в отношении ООО "КАН" регистрирующим органом вновь рассматривается вопрос об исключении его из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке, суды пришли к выводу о том, что в рассмотренном случае оспариваемые действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "КАН" не соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы Министерства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2020 г. N Ф01-10779/20 по делу N А38-5375/2019