Нижний Новгород |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А43-23008/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от акционерного общества "Саровская Генерирующая Компания": Пыршева А.В. (доверенность от 01.01.2019 N 083/17юр),
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу: Кушнира В.В. (доверенность от 19.11.2019 N 25),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Саровская Генерирующая Компания" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.09.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А43-23008/2019
по заявлению акционерного общества "Саровская Генерирующая Компания" (ИНН: 5254082550, ОГРН: 1085254000358)
о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия"
и установил:
акционерное общество "Саровская Генерирующая Компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - Учреждение), выразившихся в отказе во включении отходов "зола от сжигания Донецкого угля после гидроудаления" и "шлак от сжигания Донецкого угля после гидроудаления" в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и Базу данных об отходах (БДО) как отходов V класса опасности с присвоением соответствующих кодов и наименований (письмо от 15.02.2019 N 01-15/1138). Одновременно заявитель просил суд обязать Департамент и Учреждение устранить допущенное нарушение его прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.09.2019 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 02.12.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, заявленные к включению в ФККО спорные отходы не соответствуют имеющимся в Базе данных отходам (позиции 6 11 100 01 40 4 "зола от сжигания угля малоопасная" и 6 11 200 01 21 4 "шлак от сжигания угля малоопасный").
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Департамента в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Определением от 27.03.2020 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 30 минут 20.05.2020.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Департамент с заявлением о включении в ФККО и БДО отходов "зола от сжигания Донецкого угля после гидроудаления" и "шлак от сжигания Донецкого угля после гидроудаления" с присвоением им V класса опасности.
К заявлению Общество приложило акты отбора проб, протоколы химического анализа отходов, протоколы биологического тестирования, расчеты класса опасности отходов, сведения о происхождении отходов с предложением об их включении в ФККО и БДО.
Поступившие материалы письмом от 18.01.2019 N 01-15/0262 Департамент направил их в Учреждение для проведения проверки обоснованности.
По результатам анализа представленных документов Учреждение установило полное соответствие видов отходов, указанных в заявлении, всем классификационным признакам видов отходов, уже включенных в ФККО с кодами 6 11 100 01 40 4 ("зола от сжигания угля малоопасная") и 6 11 200 01 21 4 ("шлак от сжигания угля малоопасный"), о чем сообщило в Департамент.
На основании поступивших ответов Учреждения Департамент направил письмом от 15.02.2019 N 01-15/1138 Обществу информацию о результатах проведенной Учреждением проверки обоснованности установления класса опасности отходов для окружающей среды и их идентификации с приложением выписки из модуля ГКО.
Не согласившись действиями Департамента и Учреждения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований и исходил из того, что Департамент и Учреждение доказали законность и правомерность оспариваемых действий.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 4.44 - 4.45 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 N 550, Департамент принимает участие в ведении государственного кадастра отходов, который включает в себя: федеральный классификационный каталог отходов; государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV классов опасности.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 20 Федерального закона N 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (часть 1). Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок N 792).
Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (пункт 6 Порядка N 792).
Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (пункт 7 Порядка N 792).
Согласно пункту 8 Порядка N 792 ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
В силу пункта 9 Порядка N 792 конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок N 541), который устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 541 класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается: на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов и банке данных об отходах, формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792; при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно Порядку N 541 для их включения в ФККО.
В силу пункта 5 Порядка N 541 установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.
Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности предусмотренные пунктом 6 Порядка N 541 документы.
Для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФБУ "ФЦАО"), которое с участием Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем" (далее - ФГБУ "УралНИИЭкология"), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта (пункт 14 Порядка N 541).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 N АКПИ16-453, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2016 N АПЛ16-407, являющимися в силу статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан, признаны недействующими, в том числе: пункт 15 Порядка N 541, предусматривающий направление Учреждением заключения в случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, абзац второй пункта 19 Порядка N 541, предусматривающий направление Территориальным органом Росприроднадзор уведомления о соответствии вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности.
Направление Учреждением заключения в силу пункта 16 Порядка N 541 предусмотрено в случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.
При этом согласно пункту 16 Порядка N 541 по результатам проверки материалов хозяйствующего субъекта Учреждение готовит заключение о соответствии вида отходов конкретному классу опасности, либо о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения.
В силу пункта 20 Порядка N 541 предусмотрено направление территориальным органом Росприроднадзора хозяйствующему субъекту уведомления о включении данного вида отходов в ФККО и БДО с указанием присвоенного наименования вида отходов и кода по ФККО.
В силу пунктов 7, 10 Порядка проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по утвержденной форме.
На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
Проанализировав указанные нормы права, суды отметили, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, и только в случае отсутствия образуемых в процессе деятельности хозяйствующего субъекта отходов в ФККО и БДО требуется подтверждение их класса опасности на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в установленном приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 Порядке.
При этом установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО, к которым в силу пунктов 6 - 8 Порядка N 792 относятся происхождение, условия образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.
Предусмотренное статьей 20 настоящего Федерального закона подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.
В таком случае статьей 14 Федерального закона N 89-ФЗ и Порядком N 712 установлена обязанность хозяйствующего субъекта составить паспорт отходов.
В утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 ФККО включены два вида отходов, соответствующих по своим классификационным признакам отходам, заявленным Обществом, а именно: "зола от сжигания угля малоопасная", код 6 11 100 01 40 4, класс опасности IV; "шлак от сжигания угля малоопасный", код 6 11 200 01 21 4, класс опасности IV.
Утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 ФККО содержит в себе перечень видов отходов, относящихся по происхождению отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу к Отходам обеспечения электроэнергией, газом и паром (блок 6).
В рамках указанного блока 6 установлен: тип отходов - отходы ТЭС, ТЭЦ, котельных (код 6 00 000 00 00 0); подтип - отходы при сжигании твердого и жидкого топлива (код 6 10 000 00 00 0); группа - отходы при сжигании твердого и жидкого топлива (код 6 11 000 00 00 0), подругруппа - зола от сжигания углей (код 6 11 100 00 00 0) с позицией "зола от сжигания угля малоопасная" (код 6 11 100 01 40 4) и подгруппа - шлаки от сжигания углей (код 6 11 200 00 00 0) с позицией "шлак от сжигания угля малоопасный" (код 6 11 200 01 21 4).
С учетом изложенного суды правомерно отметили, что по происхождению отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу заявленные Обществом виды отходов "зола и шлак от сжигания Донецкого угля после гидроудаления" соответствуют указанным типу, подтипу, группе и подгруппам отходов, утвержденным ФККО.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что по своему агрегатному состоянию и физической форме заявленные Обществом отходы соответствуют утвержденным ФККО позициям "зола от сжигания угля малоопасная", код 6 11 100 01 40 4, и "шлак от сжигания угля малоопасный", код 6 11 200 01 21 4. При этом каждый из заявленных видов отходов отнесен заявителем к группам "золы от сжигания углей" и "шлаки от сжигания углей".
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А43-23008/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Саровская Генерирующая Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав указанные нормы права, суды отметили, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, и только в случае отсутствия образуемых в процессе деятельности хозяйствующего субъекта отходов в ФККО и БДО требуется подтверждение их класса опасности на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в установленном приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 Порядке.
...
В таком случае статьей 14 Федерального закона N 89-ФЗ и Порядком N 712 установлена обязанность хозяйствующего субъекта составить паспорт отходов.
В утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 ФККО включены два вида отходов, соответствующих по своим классификационным признакам отходам, заявленным Обществом, а именно: "зола от сжигания угля малоопасная", код 6 11 100 01 40 4, класс опасности IV; "шлак от сжигания угля малоопасный", код 6 11 200 01 21 4, класс опасности IV.
Утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 ФККО содержит в себе перечень видов отходов, относящихся по происхождению отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу к Отходам обеспечения электроэнергией, газом и паром (блок 6)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 мая 2020 г. N Ф01-9600/20 по делу N А43-23008/2019