Нижний Новгород |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А29-9005/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков -
Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений,
Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019
по делу N А29-9005/2019 Арбитражного суда Республики Коми
по иску отдела Министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району
(ИНН: 1109012581, ОГРН: 1151109000052)
к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений
(ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607),
Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми
(ИНН: 1101481133, ОГРН: 1031100405874)
об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум" (ИНН: 1109000096, ОГРН: 1021100971682), Министерство внутренних дел по Республике Коми (ИНН: 1101481581, ОГРН: 1021100521441), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН:1101486727, ОГРН: 1101101000780), Администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (ИНН: 1109005200, ОГРН: 1021100971352),
и установил:
отдел министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району ОМВД России по Сыктывдинскому району (далее - ОМВД России по Сыктывдинскому району) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений и Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 50,2 квадратного метра, расположенные по адресу: село Выльгорт, улица Тимирязева, дом 36.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум", Министерство внутренних дел по Республике Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, Администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский".
Арбитражный суд Республики Коми решением от 01.10.2019 отказал в удовлетворении иска.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 решение суда первой инстанции отменено; принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ОМВД России по Сыктывдинскому району.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить постановление суда апелляционной инстанции вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
По мнению ответчиков, суд апелляционной инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что спорные объекты находятся в собственности Республики Коми в силу пункта 14 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", безвозмездная передача данных объектов в федеральную собственность без наличия волеизъявления субъекта Российской Федерации недопустима. Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска ввиду отсутствия факта использования нежилых помещений для обеспечения деятельности полиции до заключения договора безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом Республики Коми и введения в действие Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (01.03.2011). Данные помещения не являются обособленными (хотя имеют отдельный вход в здание), составляют единый объект недвижимости и передача помещений без земельного участка под ним, не представляется возможной. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми также указывает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на кассационные жалобы Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум" поддержало доводы заявителей и просило отменить постановление от 27.12.2019.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив обоснованность кассационных жалоб, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно решению Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 05.02.2018 N 105 "О закреплении государственного имущества Республики Коми на праве оперативного управления" балансодержателем нежилых помещений общей площадью 50,2 квадратного метра, расположенных по адресу: село Выльгорт, улица Тимирязева, дом 36 (далее - объект) является Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум".
В указанных помещениях расположено отделение по вопросам миграции ОМВД России по Сыктывдинскому району по договору безвозмездного пользования N Б 09-18 от 16.02.2018, заключенному между ОМВД России по Сыктывдинскому району (ссудополучатель) и Государственным профессиональным образовательным учреждением "Коми республиканский агропромышленный техникум (ШОУ "КРАПТ") (балансодержатель).
В письме от 05.03.2018 N 01-57/1903-04 Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений согласована передача объекта в безвозмездное пользование ОМВД России по Сыктывдинскому району на неопределенный срок для круглосуточного использования в качестве служебных помещений с возмещением затрат на содержание.
Истец 02.04.2018 обращался в Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений и в Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум" с предложением о передаче объекта в федеральную собственность.
Повторно 19.11.2018 истец обратился к ответчикам с предложением о передаче объекта в федеральную собственность.
Ответчики отказались согласовать передачу объекта в федеральную собственность, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Закона о полиции).
На основании части 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (часть 10 статьи 54 Закона о полиции).
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Согласно данной норме находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Федеральным законом N 122-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р разъяснил, что арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Таким образом, само по себе отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления без достаточных оснований для отказа в передаче в федеральную собственность имущества, которое в силу закона подлежит такой передаче и используется для реализации соответствующих публичных функций в сфере полномочий органов и предметов ведения Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в восстановлении защищаемого интереса.
Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом о полиции, в отношении имущества, используемого органами полиции).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что ответчиками не представлено убедительных и достаточных доказательств фактической экономически обоснованной заинтересованности в спорных помещениях для решения вопросов местного значения, спорные помещения фактически используются истцом в настоящее время и использовались ранее, до 16.02.2018 по договору безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом Республики Коми N Б-1774-08/2017 от 01.09.2017, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что используемое ОМВД России по Сыктывдинскому району имущество подлежит передаче в федеральную собственность, и удовлетворил исковые требования.
Выводы апелляционного суда согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/2013.
Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 08.12.2015 N 496 "О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений" Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (Минимущества Республики Коми) (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере (пункт 1). Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 3).
К основным задачам деятельности Министерства, в том числе, относятся обеспечение эффективного управления, распоряжение государственной собственностью Республики Коми, учет государственного имущества Республики Коми и защита имущественных интересов Республики Коми (подпункты 2, 3 пункта 10).
Для реализации возложенных задач Министерство управляет и распоряжается государственным имуществом Республики Коми, за исключением автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми, а также государственного имущества Республики Коми, находящегося в государственной собственности Республики Коми, предназначенного для реализации и (или) созданного при реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Коми в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве, которые заключены иными органами исполнительной власти Республики Коми по решению Правительства Республики Коми (подпункт 5 пункта 11).
Таким образом, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений как непосредственно, так и во взаимосвязи с иными органами осуществляет установленные задачи, поэтому заявители кассационных жалоб являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Довод жалобы о получении спорного объекта в пользование после вступления в силу Закона о полиции, не опровергает вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии доказательств объективной необходимости администрации в использовании спорных нежилых помещений, занимаемых отделением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской федерации по Сыктывдинскому району.
Из представленных в дело документов следует, что общая площадь здания составляет 3338,8 квадратного метра. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики не представили доказательств того, что для организации учебного процесса объективно необходимы спорные 50,2 квадратного метра, при том, что размещение на территории поселка структурного подразделения МВД РФ по вопросам миграции необходимо, в том числе, для реализации функций местного самоуправления по обеспечению доступности для населения соответствующих услуг.
Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Вопреки доводам Комитета вопрос о судьбе неделимого земельного участка под зданием может быть разрешен в самостоятельном порядке.
Несогласие заявителей с выводами суда апелляционной инстанции, иное толкование кассаторами норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованном постановлении существенных нарушений норм права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены постановления от 27.12.2019 по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационных жалоб не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А29-9005/2019 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607) и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ИНН: 1101481133, ОГРН: 1031100405874) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом о полиции, в отношении имущества, используемого органами полиции).
...
Выводы апелляционного суда согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/2013.
...
Довод жалобы о получении спорного объекта в пользование после вступления в силу Закона о полиции, не опровергает вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии доказательств объективной необходимости администрации в использовании спорных нежилых помещений, занимаемых отделением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской федерации по Сыктывдинскому району.
...
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены постановления от 27.12.2019 по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2020 г. N Ф01-10293/20 по делу N А29-9005/2019