г. Киров |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А29-9005/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горева Л.Н.,
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Феофилактовой Д.Н.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2019 по делу N А29-9005/2019
по иску отдела Министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району (ИНН: 1109012581, ОГРН: 1151109000052)
к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535; ОГРН: 1021100533607), к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ИНН: 1101481133, ОГРН: 1031100405874)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум" (ИНН: 1109000096, ОГРН: 1021100971682), Министерство внутренних дел по Республике Коми (ИНН: 1101481581, ОГРН: 1021100521441), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН:1101486727; ОГРН: 1101101000780), Администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (ИНН: 1109005200; ОГРН: 1021100971352),
об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения,
установил:
Отдел министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району ОМВД России по Сыктывдинскому району (далее - истец, ОМВД России по Сыктывдинскому району, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Министерство, ответчик1) и к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - ответчик2) об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 50,2 кв.м., расположенные по адресу: с. Выльгорт, ул. Тимирязева, д. 36.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум", Министерство внутренних дел по Республике Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, Администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2019 в удовлетворении исковых требований ОМВД России по Сыктывдинскому району отказано.
ОМВД России по Сыктывдинскому району с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2019 по делу N А29-9005/2019 отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что спорные помещения, используемые органом полиции - ОМВД России по Сыктывдинскому району, относятся к имуществу, подлежащему в силу статьи 54 Закона о полиции передаче в федеральную собственность. Ответчик, в свою очередь, не обосновал необходимость нахождения спорного имущества в республиканской собственности для решения вопросов местного значения, свою фактическую и финансово-экономическую заинтересованность в передаваемых объектах, в связи с чем, отказ в передаче спорных объектов из республиканской в федеральную собственность является произвольным и необоснованным. Отказывая ОМВД России по Сыктывдинскому району в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции ошибочно исходил из позиции ответчиков об отсутствии их волеизъявления на такую передачу, а также, что данные помещения не являются обособленными (а они имеют отдельный вход в здание), составляют единый объект недвижимости, и передача помещений без земельного участка под ним, не представляется возможным.
Ответчики в отзывах на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонили, решение считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.11.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.11.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 17.12.2019 в заседании суда был объявлен перерыв до 16 часов 30 минут 23.12.2019.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, ответчиков, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно решению Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 05.02.2018 N 105 "О закреплении государственного имущества Республики Коми на праве оперативного управления" балансодержателем нежилых помещений общей площадью 50,2 кв.м., расположенных по адресу: с. Выльгорт, ул. Тимирязева, д. 36 (Объект) является Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум".
В настоящее время в указанных помещениях расположено отделение по вопросам миграции ОМВД России по Сыктывдинскому району по договору безвозмездного пользования N Б 09-18 от 16.02.2018.
Письмом от 05.03.2018 N 01-57/1903-04 Министерством была согласована передача Объекта в безвозмездное пользование ОМВД России по Сыктывдинскому району на неопределенный срок для круглосуточного использования в качестве служебных помещений с возмещением затрат на содержание.
02.04.2018 истец обращался в Министерство и в Учреждение с предложением о передаче Объекта в федеральную собственность.
19.11.2018 с аналогичным предложением истец обратился к ответчикам как о передаче Объекта в федеральную собственность, так и закреплении помещений на праве оперативного управления за истцом.
Поскольку указанными лицами истцу отказано в передаче Объектов, он обратился в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил основанием для принесения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
ОМВД России по Сыктывдинскому району в соответствии со статьями 1, 2, 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", входит в состав полиции, как территориальный орган МВД России на районном уровне, и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, обеспечивающего защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействующего преступности, охраняющего общественный порядок и собственность.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о полиции, используемые полицией земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.Частью 9 статьи 54 Закона о полиции предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (часть 10 статьи 54 Закона о полиции).
Таким образом, законом установлена обязанность публичных образований передать указанное в части 9 статьи 54 Закона о полиции имущество в федеральную собственность, однако порядок передачи используемого полицией имущества этот закон не регламентирует.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 322-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 07.12.2006 N 542-0, Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи.
В то же время само по себе отсутствие волеизъявления ссудодателя без достаточных оснований для отказа в передаче в федеральную собственность имущества, которое в силу закона подлежит такой передаче и используется для реализации соответствующих публичных функций в сфере полномочий органов и предметов ведения Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в восстановлении защищаемого интереса (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13).
Как следует из материалов дела, на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением N Б 09-18 от 16.02.2018, заключенным между ОМВД России по Сыктывдинскому району (Ссудополучатель) и Государственным профессиональным образовательным учреждением "Коми республиканский агропромышленный техникум (ШОУ "КРАПТ") (Балансодержатель), ОМВД России по Сыктывдинскому району были переданы в безвозмездное пользование спорные нежилые помещения для размещения служебных кабинетов подразделения отделения по вопросам миграции ОМВД России по Сыктывдинскому району (далее - ОВМ). Данное недвижимое имущество было передано ОМВД России по Сыктывдинскому району на неопределенный срок, и в нем по настоящее время находятся служебные кабинеты, в которых сотрудники ОВМ оказывают государственные услуги населению. Передача нежилых помещений в безвозмездное пользование ОМВД России по Сыктывдинскому району была согласована Ссудодателем - Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений (решение 05.03.2018 N 105). Ранее, до 16.02.2018, данные помещения также находились в пользовании ОМВД России по Сыктывдинскому району согласно договору безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом Республики Коми N Б-1774-08/2017 от 01.09.2017. ОМВД России по Сыктывдинскому району, соблюдая порядок передачи имущества, провел переписку для достижения согласования и волеизъявления сторон передать недвижимое имущество в федеральную собственность. На указанные обращения был получен отказ в передаче помещений в федеральную собственность.
Учитывая, что обязанность по передаче муниципального имущества, используемого органами полиции, в федеральную собственность прямо предусмотрена частью 9 статьи 54 Закона о полиции, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования ОМВД России по Сыктывдинскому району заявлены правомерно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлено убедительных и достаточных доказательств фактической экономически обоснованной заинтересованности в спорных помещениях для решения вопросов местного значения. Спорные помещения фактически используются истцом в настоящее время и использовались ранее.
При совокупности вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба является обоснованной, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт (пункт 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины по делу, вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.10.2019 по делу N А29-9005/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт. Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Исковые требования отдела министерства внутренних дел России по Сыктывдинскому району (ИНН: 1109012581, ОГРН: 1151109000052) удовлетворить.
Обязать Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН: 1101481535; ОГРН: 1021100533607), Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ИНН: 1101481133, ОГРН: 1031100405874) передать в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 50,2 кв.м., расположенные по адресу: с. Выльгорт, ул. Тимирязева, д. 36.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.Н. Горев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9005/2019
Истец: ОМВД России по Сыктывдинскому району
Ответчик: Министерство Образования, Науки и Молодежной Политики Республики Коми, Министерство Республики Коми Имущественных и Земельных Отношений
Третье лицо: Администрация Муниципального Образования Муниципального Района "Сыктывдинский", Государственное профессиональное учреждение "Коми республиканский агропромышленный техникум" (ГПОУ "КРАПТ"), МВД по РК, Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом В Республике Коми, Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по Республике Коми