Нижний Новгород |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А82-14192/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Чигракова А.И.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019
по делу N А82-14192/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"
(ОГРН: 1067604005622, ИНН: 7604084630)
о признании незаконным и отмене постановления
Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ОГРН: 1027600681261, ИНН: 7604002275)
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" (далее - ООО "Крепкие традиции", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент, административный орган) от 12.07.2019 N 36/19 о привлечении к административной ответственности по статье статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (далее - ООО "Компания "Тензор").
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 01.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. В спорный период отсутствовало информирование Общества о некорректной выгрузке отчетности, в связи с чем вина ООО "Крепкие традиции" в совершении вмененного правонарушения отсутствовала. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Крепкие традиции" имеет лицензию от 04.03.2016 N 76РПА0001450 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции сроком действия до 04.03.2022.
Департаментом установлено, что Общество в нарушение требований статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пунктов 15, 19 Правил N 815 представило декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по установленной форме за первый квартал 2019 года с нарушением установленного срока - до 23.04.2019. Фактически декларация представлена 13.05.2019.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 15.13 КоАП РФ, Департамент составил протокол от 18.06.2019 N 36/19 и принял постановление от 12.07.2019 N 36/19 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Крепкие традиции" оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 171-ФЗ, Правилами N 815, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел основания для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (абзацы 1, 2).
В части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.
Порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и их форма установлены Правилами N 815.
Пунктом 15 названных Правил определено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, сертификат ключа проверки которой выдан в установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" порядке.
Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также специального порядка и сроков представления деклараций имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции, что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю, продавцу алкогольной продукции относительно видов и объемов произведенной и реализованной алкогольной продукции.
Факт нарушения Обществом изложенных требований, выразившийся в непредставлении декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 к Правилам N 815 за первый квартал 2019 года в предусмотренный законодательством срок (до 23.04.2019), судами установлен и подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств по делу не установлено.
Общество со ссылкой на положения абзаца 3 пункта 22 Правил N 815 указывает, что 17.04.2019 посредством программного обеспечения сформировало и направило декларацию в уполномоченный орган, исполнив возложенную на него обязанность надлежащим образом. Нарушение срока подачи декларации обусловлено техническим сбоем, который Общество не могло предвидеть, а разработчик программного обеспечения своевременно не проинформировал декларанта о таких неполадках.
Из пункта 22 Правил N 815 следует, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводителем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в соответствии с настоящими Правилами.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организации, индивидуальному предпринимателю, сельскохозяйственному товаропроизводителю, гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство, по телекоммуникационным каналам связи.
При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
По смыслу указанных положений направление организации квитанции о приеме декларации в форме электронного документа подтверждает факт получения уполномоченным органом декларации, следовательно, при неполучении организацией квитанции о приеме декларации последней следует принять меры к выяснению обстоятельств, послуживших причиной непринятия отчетности.
Таким образом, ООО "Крепкие традиции", проявив должную степень заботливости и осмотрительности, объективно имело возможность своевременно, до истечения предусмотренных законодательством сроков установить факт надлежащего направления спорной декларации в уполномоченный орган и ее принятия последним. Факт успешного прохождения декларации от 17.04.2019 заявителем не подтвержден. Доказательств принятия Обществом всех мер по своевременному представлению соответствующей декларации в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений не установлено.
В рассматриваемом случае Обществу назначено соразмерное наказание в минимальном размере, установленном санкцией статьи, с учетом характера и последствий правонарушения, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А82-14192/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
По смыслу указанных положений направление организации квитанции о приеме декларации в форме электронного документа подтверждает факт получения уполномоченным органом декларации, следовательно, при неполучении организацией квитанции о приеме декларации последней следует принять меры к выяснению обстоятельств, послуживших причиной непринятия отчетности.
Таким образом, ООО "Крепкие традиции", проявив должную степень заботливости и осмотрительности, объективно имело возможность своевременно, до истечения предусмотренных законодательством сроков установить факт надлежащего направления спорной декларации в уполномоченный орган и ее принятия последним. Факт успешного прохождения декларации от 17.04.2019 заявителем не подтвержден. Доказательств принятия Обществом всех мер по своевременному представлению соответствующей декларации в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
...
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений не установлено."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 мая 2020 г. N Ф01-10279/20 по делу N А82-14192/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10279/20
26.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9673/19
21.10.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9673/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-14192/19