г. Киров |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А82-14192/2019 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2019 по делу N А82-14192/2019, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" (ИНН: 7604084630; ОГРН: 1067604005622)
к Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ИНН: 7604002275; ОГРН: 1027600681261)
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор",
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крепкие Традиции" (далее - заявитель, Общество, ООО "Крепкие традиции") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ответчик, Департамент, ДАПКиПР ЯО, административный орган) от 12.07.2019 N 36/19, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (далее - ООО "Тензор").
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2019 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления Общества отказано.
01.10.2019 по ходатайству заявителя судом изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Крепкие традиции" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что оно направило декларацию в Департамент в установленный законом срок; неполучение ее ДАПКиПР ЯО обусловлено некорректной работой программного обеспечения. При этом разработчик "СБИС Электронная отчетность" - ООО "Компания "Тензор" не проинформировало заявителя о наличии неполадок. Следовательно, Общество не могло знать о том, что отчетность не доставлена. Заявитель полагает, что в рамках настоящего спора требовалось рассмотреть дело в порядке административного судопроизводства, чтобы заслушать пояснения сторон.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы заявителя, настаивал на законности оспариваемого предписания и просил оставить жалобу Общества без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.11.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.11.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В силу статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 24.01.2006, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1067604005622, осуществляет такой основной вид деятельности как торговля розничная напитками в специализированных магазинах (л.д. 19-22).
ООО "Крепкие традиции" имеет лицензию от 04.03.2016 N 76РПА0001450 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции сроком действия до 04.03.2022.
Департаментом установлено, что Общество в нарушение требований статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пунктов 15, 19 Правил N 815 представило декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по установленной форме за 1 квартал 2019 года с нарушением установленного срока - до 23.04.2019. Фактически декларация представлена 13.05.2019.
18.06.2019 по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Департамента в отношении ООО "Крепкие традиции" составлен протокол N 36/19, которым деяние заявителя квалифицировано по статье 15.13 КоАП РФ.
12.07.2019 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем директора ДАПКиПР ЯО в отношении ООО "Крепкие традиции" вынесено постановление N 36/19, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии Общества всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, отсутствия нарушений процессуальных требований со стороны ответчика в ходе производства по административному делу, а также отсутствия оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу статьи 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота (абзац 1).
При этом в части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.
Порядок предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и их форма установлены Правилами N 815.
Пунктом 15 названных Правил предусмотрено, что декларации, за исключением деклараций, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил, представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Следовательно, как правомерно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, декларация по форме Приложения N 8 за 1 квартал 2019 года должна была быть представлена Обществом в срок до 23.04.2019.
В пункте 16 Правил N 815 определено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, сертификат ключа проверки которой выдан в установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" порядке.
В силу пункта 18 Правил N 815 декларации по формам, предусмотренным приложениями N 7 и 8 к настоящим Правилам, представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя) (абзац 1).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абзац 2).
При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 7 и 8 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Министерством финансов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (абзац 3).
Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также специального порядка и сроков представления деклараций имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции (что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю, продавцу алкогольной продукции относительно видов и объемов произведенной и реализованной алкогольной продукции).
Факт нарушения ООО "Крепкие традиции" вышеизложенных требований действующего законодательства, выразившийся в несвоевременном представлении декларации по форме Приложения N 8 к Правилам N 815 за 1 квартал 2019 года, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств представлено не было.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что декларация направлена заявителем 17.04.2019, при этом нарушение срока ее представления в Департамент обусловлено некорректной работой программного комплекса "СБИС электронная отчетность". Заявитель обращает внимание, что в силу абзаца 3 пункта 22 Правил N 815 при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Названные доводы подлежат отклонению апелляционным судом на основании следующего.
Согласно пункту 22 Правил N 815 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводителем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в соответствии с настоящими Правилами (абзац 1).
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организации, индивидуальному предпринимателю, сельскохозяйственному товаропроизводителю, гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство, по телекоммуникационным каналам связи (абзац 2).
При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (абзац 3).
По смыслу указанных положений, направление организации квитанции о приеме декларации в форме электронного документа подтверждает факт получения уполномоченным органом декларации, следовательно, при неполучении организацией квитанции о приеме декларации последней следует принять меры к выяснению обстоятельств, послуживших причиной непринятия отчетности.
Таким образом, ООО "Крепкие традиции", проявив должную степень заботливости и осмотрительности, объективно имело возможность своевременно, до истечения предусмотренных законодательством сроков установить факт надлежащего направления спорной декларации в уполномоченный орган и ее принятия последним. Факт успешного прохождения декларации от 17.04.2019 заявителем не подтвержден.
Следовательно, доказательств принятия Обществом всех мер по своевременному представлению соответствующей декларации в материалы дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что состав вмененного административного правонарушения в деянии заявителя доказан.
В силу статьи 227 АПК РФ, с учетом пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названных в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ).
При указанных условиях рассмотрение судом дела в порядке упрощенного производства является не правом, а обязанностью суда. Согласия участвующих в деле лиц на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 227 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Таким образом, исходя из критериев, установленных в названной норме, настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Следовательно, суд вправе перейти к рассмотрению дела, назначенного в упрощенном порядке, в общем порядке, если появились основания, установленные законом.
Наличия какого-либо из приведенных оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства из имеющихся материалов дела не усматривается. Ходатайство Общества о рассмотрении дела по общим правилам административного производства не содержит надлежащего обоснования такой необходимости.
Само по себе заявление стороной ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам не является безусловным основанием для совершения судом таких процессуальных действий.
Вместе с тем рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не препятствовало представлению заявителем необходимых доказательств в обоснование своих доводов относительно обстоятельств дела.
Таким образом, обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанных в части 5 статьи 227 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Рассмотрение судом первой инстанции настоящего дела в порядке упрощенного производства не противоречит целям эффективного правосудия. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Нарушений процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено.
Административное наказание, назначенное с учетом наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в виде штрафа в размере 100 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Оснований для квалификации совершенного ООО "Крепкие традиции" административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ из имеющихся материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2019 по делу N А82-14192/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2019 по делу N А82-14192/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14192/2019
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ"
Ответчик: Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
Третье лицо: ООО "КОМПАНИЯ "ТЕНЗОР"
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10279/20
26.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9673/19
21.10.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9673/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-14192/19