Нижний Новгород |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А17-2812/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтранснефть"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.08.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019
по делу N А17-2812/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецтранснефть"
(ИНН: 3702618516, ОГРН: 1103702012237)
к администрации города Иванова
(ИНН: 3728012487, ОГРН: 1023700543624)
о признании незаконным и отмене решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецтранснефть" (далее - ООО "Спецтранснефть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Иванова (далее - Администрация) от 18.01.2019 N 02-29-1 об отказе в выдаче разрешения на строительство здания склада и об обязании Администрации выдать разрешение на строительство здания склада на основании заявления от 10.01.2019 и представленных документов.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 16.08.2019, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Спецтраснефть" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе заявитель настаивает на незаконности оспариваемого отказа Администрации, нарушении своих прав и законных интересов, указывает на отсутствие у ООО "Спецтранснефть" обязанности по проведению экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, поскольку в рассматриваемой ситуации не требуется установление санитарно-защитной зоны для объекта капитального строительства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве возразила против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Определением от 09.04.2020 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 11 часов 00 минут 26.05.2020.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена арбитражным судом Волго-Вятского округа, в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и ООО "Спецтранснефть" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 23.05.2016 N С-3/02-1869.
По условиям данного договора арендодатель предоставляет земельный участок с кадастровым номером 37:24:020619:887 площадью 4098 квадратных метров по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица 4-я Парковская, у дома 74, для строительства объектов складского назначения производственной базы. Срок действия договора аренды - 32 месяца со дня подписания договора аренды земельного участка. Договор аренды заключен на основании протокола, составленного по итогам аукциона от 13.05.2016 N 11.
ООО "Спецтранснефть" обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания склада по указанному адресу.
Рассмотрев данное заявление Администрация приняла решение от 18.01.2019 N 02-29-1 об отказе в выдаче испрашиваемого разрешения, который мотивировала тем, что не имеется решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области об отсутствии оказания физического и химического воздействия на среду обитания и здоровье человека проектируемым объектом или решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории (в случае отсутствия такого заключения невозможно определить, попадает ли представленная застройщиком проектная документация под случай, указанный в пункте 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), исключающий необходимость представления положительного заключения экспертизы проектной документации); технических условий и отсутствием в представленном разделе проектной документации "Пояснительная записка" отчетной документации по результатам инженерных изысканий.
Не согласившись с названным решением, ООО "Спецтранснефть" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации, положения которого в ходе рассмотрения настоящего дела подлежат применению в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, то есть на момент принятия оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки и межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства; допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, в силу пункта 9 части 7 статьи 51 ГрК РФ является копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, отсутствие которых служит самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX; изменения введены в действие с момента официального опубликования Федерального закона N 342-ФЗ (пункт 2 статьи 27 Закона N 342-ФЗ).
Пункт 13 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что в случае планируемого строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с федеральным законом, положением о зоне с особыми условиями использования территории подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению, застройщик до дня обращения в уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации с заявлением о выдаче разрешения на строительство обязан обратиться с заявлением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории.
В силу пункта 18 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий может быть отнесена санитарно-защитная зона. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с названной нормой постановлением от 03.03.2018 N 222 Правительства Российской Федерации утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно пункту 6 данных правил при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны. Требования, предъявляемые к санитарно-защитным зонам, порядок их установления определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом требования названных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и(или) ПДУ (пункт 1.2 СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03).
Обязанность по представлению копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, в силу пункта 9 части 7 статьи 51 ГрК РФ возложена непосредственно на застройщика, обращающегося с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Спецтранснефть" не обращалось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с соответствующим заявлением и не имело препятствий к осуществлению предшествующих указанной процедуры действий, в том числе связанных с получением решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для изменения или отмены судебных актов.
Иные основания к отказу в выдаче разрешения на строительство здания склада рассмотрены судом, признаны необоснованными и не оспорены в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.08.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А17-2812/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтранснефть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 данных правил при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны. Требования, предъявляемые к санитарно-защитным зонам, порядок их установления определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом требования названных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и(или) ПДУ (пункт 1.2 СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03).
Обязанность по представлению копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, в силу пункта 9 части 7 статьи 51 ГрК РФ возложена непосредственно на застройщика, обращающегося с заявлением о выдаче разрешения на строительство."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 мая 2020 г. N Ф01-9736/20 по делу N А17-2812/2019