Нижний Новгород |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А17-3934/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца
общества с ограниченной ответственностью "Тепловые энергетические системы - Приволжск"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020
по делу N А17-3934/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью
Тепловые энергетические системы
Приволжск
(ИНН: 3705010317, ОГРН: 1183702018158)
к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному
учреждению "Плесский колледж бизнеса и туризма"
(ИНН: 3719000076, ОГРН: 1033700720371)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые энергетические системы - Приволжск (далее
Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению
Плесский колледж бизнеса и туризма
(далее
Учреждение) о взыскании 489 114 рублей 92 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в январе, феврале и апреле 2019 года по государственному контракту от 29.12.2018 N 1, 19 753 рублей 63 копеек неустойки, начисленной с 11.02.2019 по 27.03.2019.
Исковые требования Общества основаны на статьях 307, 309, 310, 314, 330, 544, 547, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленного ресурса.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 05.12.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020, частично удовлетворил иск: взыскал с ответчика в пользу истца 9386 рублей 90 копеек неустойки; отказал в удовлетворении остальной части иска.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Заявитель жалобы настаивает на том, что количество тепловой энергии за январь, февраль 2019 года должно быть определено расчетным способом, с учетом продолжительности неисправности приборов учета тепловой энергии более 15 суток. В апреле 2019 года в отопительный период прибор учета тепловой энергии фиксировал нулевые показания, поэтому при отсутствии от ответчика уведомления о прекращении теплоснабжения истец расценил данный факт как функциональный отказ прибора. Заявитель считает, что суды применили не подлежащий применению пункт 75 Правил N 1034, поскольку в рассматриваемом случае приборы учета тепловой энергии установлены непосредственно у потребителя. Общество 07.12.2018 произвело проверку узлов учета ответчика, которая проходила в присутствии представителя потребителя (представитель истца не мог без представителя потребителя получить доступ в тепловой пункт ответчика), не назвавшего своих данных для внесения в акт проверки. Помимо отсутствия обязательной технической документации на узлы учета, выявлено наличие иного оборудования, входящего в состав узла учета, по сравнению с данными, заявленными ответчиком. Ответчик пояснял, что был вынужден заменить узлы учета тепловой энергии в связи с выявленными теплоснабжающей организацией в результате проверки недостатками существовавших ранее узлов учета. Доказательством совершения Учреждением действий по устранению недостатков, зафиксированных в акте проверки от 07.12.2018, является письмо ответчика от 24.12.2018 N 540. Таким образом, с помощью узла учета тепловой энергии, расположенного на объекте по адресу: село Северцево, дом 3, не мог осуществляться коммерческий учет тепловой энергии за периоды с 07.12.2018 по 05.03.2019, а по адресу: село Северцево, дом 6 с 07.12.2018 по 08.02.2019.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу сослалось на несостоятельность доводов заявителя и просило оставить обжалованные судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (теплоснабжающая организация) и Учреждение (потребитель) заключили государственный контракт от 29.12.2018, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась поставлять потребителю на объекты по адресу: Ивановская область, Приволжский район, село Северцево, дома 3 и 6, тепловую энергию для целей отопления и теплоноситель до границы балансовой принадлежности, а потребитель оплатить принятую тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных в контракте, а также соблюдать режим потребления, обеспечивать безопасность и исправность используемых им сетей и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
За расчетный период принят календарный месяц. Потребитель оплачивает тепловую энергию в следующем порядке: 30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца; оплата фактически потребленной в истекшем месяце тепловой энергии с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункты 2.2, 2.4 контракта).
В случае просрочки исполнения потребителем обязательств, предусмотренных в контракте, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств, предусмотренных в контракте, теплоснабжающая организация вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения потребителем обязательства, предусмотренного в контракте, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в контракте срока исполнения обязательства, по день фактической оплаты. При этом размер пеней устанавливается в размере одной стотридцатой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (пункты 5.4, 5.5 контракта).
В приложении 1 к контракту стороны согласовали объемы поставок, в приложении 2 перечень приборов учета тепловой энергии, которыми осуществляется коммерческий учет и контроль качества теплоснабжения; узел учета
вычислитель
количества теплоты ВКТ-7, заводской
104993, установлен в здании, расположенном по адресу: Ивановская область, Приволжский район, село Северцево, дом 6; узел учета
вычислитель
количества теплоты ВКТ-7, заводской
99153,
село Северцево, дом 3.
Контракт вступает в силу с даты подписания и распространяет свое действие с 01.01.2019 до 08.11.2019 включительно (пункт 8.1 контракта).
В спорный период Общество поставило на объекты Учреждения (общежитие и учебный корпус) тепловую энергию и выставило для оплаты платежно-расчетные документы.
Ненадлежащее исполнение Учреждением обязанности по оплате поставленного энергоресурса послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт поставки энергоресурса в спорный период сторонами не оспаривается.
У сторон возникли разногласия в связи с порядком определения объема ресурса, подлежащего оплате.
Общество произвело расчет количества потребленного ресурса расчетным способом: до ввода в эксплуатацию узлов учета до 05.03.2019 в отношении общежития на основании акта допуска от 05.03.2019 (тепловычислитель ТСРВ-043, заводской N 1800234) и до 08.02.2019
в отношении учебного корпуса (вычислитель количества теплоты ТВ 7.04.1, заводской N 18069377) в соответствии с пунктом 66 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014
99/пр (далее
Методика N 99/пр), на основании часовых тепловых нагрузок на отопление, согласованных в контракте, с применением фактических среднесуточных температур наружного воздуха по данным метеостанции города Приволжск; теплоносителя
расчетным способом, исходя из данных, указанных в пункте 2 приложения 1 к контракту.
Учреждение определило объем теплоресурса по показаниям узлов учета (общежитие вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской
99153, учебный корпус
вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской
104993), введенных в эксплуатацию совместно с предыдущей ресурсоснабжающей организацией, и узлов учета, введенных совместно с Обществом; за время отсутствия (в период демонтажа) объем ресурса необходимо определять в соответствии с пунктом 69 Методики N 99/пр.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования упомянутой статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно статье 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (пункт 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2).
В соответствии с пунктом 7 упомянутой статьи порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем, регулируется Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (раздел IV Правил N 1034).
В пункте 111 Правил N 1034 указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
При этом в соответствии с пунктом 68 Правил N 1034 основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 72 данных правил (пункт 73 Правил
1034).
Так, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации; представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета (пункты 62 и 63 Правил N 1034).
В пунктах 64 и 65 Правил N 1034 определен перечень документов, подлежащих представлению владельцем узла учета комиссии для целей осуществления проверки, а также установлено, что документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня проверки.
Комиссией проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034; наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения (пункт 66 Правил N 1034).
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается соответствующий акт (пункт 67 Правил N 1034).
На возможность осуществления учета количества тепловой энергии, расходуемой, в частности, на нужды отопления, расчетным способом, указано в пункте 115 Правил N 1034. В то же время осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается лишь в следующих случаях: отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении и пункт 31 Правил N 1034).
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств. Исключительные полномочия по оценке доказательств имеют только суды первой и апелляционной инстанций.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, акты допуска в эксплуатацию узла учета от 02.10.2017 и от 08.02.2016 (объекты общежитие
вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской
99153, и
учебный корпус
вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской N 104993), сведения о поверке приборов учета, составляющих узлы учета, переписку сторон, суды первой и апелляционной инстанций установили, что коммерческий учет тепловой энергии на объектах ответчика осуществляется приборами учета тепловой энергии, соответствующими установленным метрологическим требованиям и пригодными к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Сведения об узлах учета, установленных на объектах ответчика, включены в перечень приборов учета для коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения, указанный в приложении 2 к контракту.
Суды обоснованно констатировали, что расчеты между сторонами в спорном периоде должны производиться на основании показаний приборов учета, поскольку признали допуск их в эксплуатацию соответствующим установленному порядку. Обстоятельств недопустимости узлов учета, определенных в законодательстве о теплоснабжении, суды не установили.
Доказательств выхода из строя приборов учета в спорном периоде в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из пункта 83 Правил N 1034 следует, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета. При возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя (пункт 84 Правил N 1034).
При этом суды справедливо отметили, что истец не реализовал предоставленное ему пунктом 83 Правил N 1034 право инициировать проверку функционирования узла учета в случае, если имелись основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика задолженности по оплате электроэнергии, с учетом произведенных им оплат за спорный период.
Доводы заявителя кассационной жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств, переоценка которых в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций не допустили.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А17-3934/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Тепловые энергетические системы
Приволжск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 83 Правил N 1034 следует, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета. При возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя (пункт 84 Правил N 1034).
При этом суды справедливо отметили, что истец не реализовал предоставленное ему пунктом 83 Правил N 1034 право инициировать проверку функционирования узла учета в случае, если имелись основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 мая 2020 г. N Ф01-10836/20 по делу N А17-3934/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6303/20
28.05.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10836/20
05.02.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11753/19
05.12.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-3934/19