Нижний Новгород |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А43-18945/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 01.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от истца: Солодовой А.В. (доверенность от 05.03.2020),
от ответчика: Погодина А.А. (доверенность от 31.07.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
администрации Балахнинского района Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области 18.09.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020
по делу N А43-18945/2019
по иску администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области
(ИНН: 5244006292, ОГРН: 1025201422135)
к департаменту лесного хозяйства Нижегородской области
(ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449)
об исключении из государственного лесного реестра ошибочных сведений о лесных участках в отношении территории муниципального образования "город Балахна",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГБУ НО "Государственный лесной реестр" (ИНН 5262030072 ОГРН 1025203753233),
и установил:
Администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области к департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) об обязании ответчика принять меры по исключению из государственного лесного реестра ошибочных сведений о лесных участках в отношении территории муниципального образования "город Балахна".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ НО "Государственный лесной реестр".
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 18.09.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020, в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор настаивает на том, что сведения в государственном лесном реестре не соответствуют фактическим обстоятельствам, внесение сведений в государственный лесной реестр о нахождении на территории муниципального образования "город Балахна" лесных участков площадью 587 гектаров является ошибочным; указывает, что Администрация не располагает документами, поименованными в Приказе Минприроды России от 11.11.2013 N 496, для внесения изменений в государственный лесной реестр.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования "город Балахна" при существующем положении в границах города Балахны лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности, отсутствуют. В реестре муниципальной собственности муниципального образования их также нет. В информации о лесном участке N 251 от 28.05.2019, предоставленной Департаментом, отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, на котором расположены леса, а также иные сведения об их местоположении. Администрация не может произвести натурный осмотр лесного участка, поскольку лесные участки на территории муниципального образования "город Балахна" отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент сослался на законность и обоснованность обжалованных судебных актов, просил оставить их без изменения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.05.2020.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителя в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, администрация Балахнинского муниципального района обратилась к департаменту лесного хозяйства Нижегородской области с письмом от 29.01.2019 N 01/557/01-28 об исключении из государственного лесного реестра (далее - ГЛР) сведений о городских лесах площадью 587,0 гектара, расположенных на территории муниципального образования, ввиду отсутствия таковых.
Как указывает истец, до настоящего времени ответчик работу по исключению из ГЛР соответствующих сведений не провел.
Истец полагает, что сведения в ГЛР не соответствуют фактическим обстоятельствам и внесение сведений в ГЛР о землях населенных пунктов, на которых расположены леса площадью 587,0 гектара, является ошибочным.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у Департамента оснований для внесения предложенных изменений в сведения государственного лесного реестра.
Из системного толкования части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствия закону или иному правовому акту, и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 12, 13 приказа Минприроды России от 15.01.2019 N 10 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496" изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;
- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
Уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 названного Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Суды нижестоящих инстанций отметили, что на момент обращения Администрации с заявлением об исключении из государственного лесного реестра недостоверной информации об отнесении спорной площади земель населенных пунктов к городским лесам внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществлялось на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых установлены Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 (далее - Порядок N 496).
Одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, согласно пункту 2.1 указанного порядка является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3), который составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию (пункт 4.3 Порядка N 496).
Суды установили, что Администрация в нарушение указанного порядка при обращении в Департамент с заявлением об исключении сведений из государственного лесного реестра акт натурного обследования не составляла, уполномоченный орган для натурного обследования и составления акта не вызывала.
Поскольку процедура определения количества лесного фонда находящегося на территории муниципального образования не проведена, процедура внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, предусмотренная законодательством, не соблюдена, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии законных оснований для обязания Департамента исключить спорные земли из категории городских лесов.
Данное обстоятельство не препятствует Администрации повторно обратиться в уполномоченный орган для решения спорного вопроса с приложением актов натурного обследования спорной территории.
Как следует из кассационной жалобы и пояснений Администрации, рассмотрение по существу обращения заявителя об исключении недостоверных сведений из ГЛР начато, заявителем представлены дополнительные документы, между сторонами ведется переписка по спорному вопросу (на обозрение суда представлено письмо Департамента от 05.02.2020), поэтому принятие решения об обязании Департамента рассмотреть по существу обращение заявителя от 29.01.2019 N 01/557/01-28 на данной стадии процесса нецелесообразно.
Отказ в удовлетворении заявления Администрации может быть предметом самостоятельного обжалования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку они не опровергают выводов судов, основанных на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права, и не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области 18.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 по делу N А43-18945/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Балахнинского района Нижегородской области (ИНН: 5244006292, ОГРН: 1025201422135) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 12, 13 приказа Минприроды России от 15.01.2019 N 10 "Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496" изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
...
Уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 названного Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Суды нижестоящих инстанций отметили, что на момент обращения Администрации с заявлением об исключении из государственного лесного реестра недостоверной информации об отнесении спорной площади земель населенных пунктов к городским лесам внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществлялось на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых установлены Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 (далее - Порядок N 496)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июня 2020 г. N Ф01-10682/20 по делу N А43-18945/2019