Нижний Новгород |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А43-36259/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Усякой Н.Т. (доверенность от 04.03.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019
по делу N А43-36259/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ"
(ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 13.08.2019 N 515-05-26ТКО-2019 и представления от 13.08.2019 N 515-05-26ТКО-2019
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация рабочего поселка Воротынец Воротынского муниципального района Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) от 13.08.2019 N 515-05-26ТКО-2019 и представления от 13.08.2019 N 515-05-26ТКО-2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация рабочего поселка Воротынец Воротынского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 18.10.2019 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что судебные акты приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела. По мнению Инспекции, выводы судов об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что территория, прилегающая к контейнерной площадке, является специально отведенной площадкой для КГО, опровергается имеющимися в материалах дела фотографиями и актом. Заявитель ссылается на судебную практику по статье 7.23 КоАП РФ. Инспекция указывает, что только на Общество возложена обязанность по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО надлежащего качества, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства единственным лицо, которое может и обязано осуществлять вывоз ТКО, является региональный оператор по обращению ТКО.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество и Администрация отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 02.06.2020.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция 26.06.2019 и 27.06.2019 в ходе проведенного инспекционного обследования по адресу: поселок Воротынец, улица Малова у дома 16, выявила, что более суток не производится вывоз крупногабаритного мусора (далее - КГМ) с территории контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий
Названные обстоятельства зафиксированы в актах от 26.06.2019 N 515-05-26ТКО-2019, от 27.06.2019 N 515-05-26ТКО-1-19 и прилагаемыми к ним фототаблицам.
Усмотрев в деянии Общества, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило протокол об административном правонарушении от 18.07.2019 N 515-05-26ТКО-2019.
Постановлением от 13.08.2019 N 515-05-26ТКО-2019 Общество привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 50 00 рублей и ему выдано представление N 515-05-26ТКО-2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь нормами КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Инспекцией не доказано наличие события вменяемого административного правонарушения в деянии Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В пункте 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 12 Правил N 1156 вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. 5 Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 148 (26) Правил N 354. Следовательно, обязанности регионального оператора по вывозу ТКО из предусмотренных договором и специально оборудованных мест (контейнерных площадок и площадок для складирования КГМ) корреспондируется обязанность потребителей коммунальной услуги складировать ТКО в таких местах и исключительно в контейнеры (бункеры, иные емкости, предназначенные для сбора ТКО), установленные на соответствующих контейнерных площадках, либо, в случае складирования КГМ, на специальной площадке для складирования КГМ, которая также должна быть надлежащим образом обустроена и предусмотрена договором.
Обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, а также территории, прилегающей к данной площадке, ни Правилами N 1156, ни иными нормативными правовыми актами на регионального оператора не возложена.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 15.06.2018 Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "МСК-НТ" заключили Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области (зона деятельности 8).
Согласно пункту 2.1.4 Соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.
Пунктом 2.1.16 Соглашения предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
Должностным лицом Инспекции, обнаруженные ТКО складированы на территории, прилегающей к контейнерной площадке.
Однако представленные Инспекцией фотографий, являющихся приложением к актам инспекционного обследования, следует, что сами контейнеры не переполнены, от мусора очищены, что свидетельствует о том, что вывоз ТКО из контейнеров, размещенных на специально оборудованной площадке, региональным оператором производится надлежащим образом.
Вместе с тем Инспекцией не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что территории, прилегающие к контейнерной площадке, являются специально отведенными площадками для КГМ.
При этом, как указывалось выше, в зону ответственности регионального оператора не входит содержание территории, прилегающей к контейнерной площадке, в частности очистка такой территории от ТКО, самовольно складированными потребителями в нарушение требований Правил N 354 и 1156, в рамках договора по оказанию услуг по вывозу ТКО. Иное противоречило бы целям деятельности регионального оператора.
Доказательства, достоверно подтверждающие, что места, на которых административным органом обнаружены складированные ветки деревьев и строительный мусор, являются специально отведенными площадками для складирования КГО, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 13 Правил N 1156 орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные о согласовании по проверяемому адресу места сбора ТКО.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что факт складирования около спорных контейнерных площадок крупногабаритного мусора не позволяет считать Общество лицом, ответственным за данное нарушение.
Судами дана надлежащая правовая оценка доводу Инспекции о нарушении Обществом сроков (графика) вывоза мусора по указанному адресу.
Доказательства того, что вывоз ТКО с контейнерных площадок по указанному адресу не осуществлялся Обществом в период до 26.06.2019-27.06.2019 в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суды правомерно указали на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения (объективной стороны), ответственность за которое установлена в статьи 7.23 КоАП РФ, и удовлетворили заявленное требование.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу N А43-36259/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 13 Правил N 1156 орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
...
Доказательства того, что вывоз ТКО с контейнерных площадок по указанному адресу не осуществлялся Обществом в период до 26.06.2019-27.06.2019 в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суды правомерно указали на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения (объективной стороны), ответственность за которое установлена в статьи 7.23 КоАП РФ, и удовлетворили заявленное требование.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2020 г. N Ф01-10165/20 по делу N А43-36259/2019