Нижний Новгород |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А29-1180/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Селькова М.В. (доверенность от 08.06.2018 N 68-18)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания
Единой Энергетической системы"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.10.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020
по делу N А29-1180/2019
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания
Единой Энергетической системы" (ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336)
об обязании устранить нарушения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Первый ремонтно-строительный трест" (ИНН: 1101015654, ОГРН: 1151101001810),
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780),
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", Общество) об обязании в бесснежный период в срок до 01.07.2020 на просеке ВЛ 220 кВ N 202 "ПС Микунь-ПС Сыктывкар" в пролетах опор N 291-292, в выделе 2 квартала 121, в пролетах опор N 287-288-289, в выделе 12 квартала 106, в пролетах опор N 289-290-291, в выделе 9 квартала 107, в пролетах опор N 296-297, в выделе 11 квартала 133, в пролетах опор N 297-298, в выделе 19 квартала 136, в пролетах опор N 298-299, в выделе 17 квартала 136, в пролетах опор N 299-300-301, в выделе 5 квартала 146 Эжвинского участкового лесничества Государственного учреждения Республики Коми "Сыктывкарское лесничество" очистить площадь просеки линии электропередачи шириной не менее 10 метров, прилегающую к лесным насаждениям, от срубленных деревьев, заготовленной древесины, неликвидной древесины, порубочных остатков; порубочные остатки и неликвидную древесину измельчить на отрезки длиной не более 20 сантиметров и равномерно разбросать их по площади места рубки на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Первый ремонтно-строительный трест" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.10.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 решение суда оставлено без изменения.
ПАО "ФСК ЕЭС" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, представленные в материалы дела требование от 20.11.2012 N 551, письмо от 16.05.2013 N 276, Лесохозяйственный регламент государственного учреждения Республики Коми "Сыктывкарское лесничество" подтверждают, что действия ответчика не являлись противоправными и у истца не имелось реальных препятствий для реализации его прав владения и пользования лесными участками; об отсутствии реальной угрозы пользованию государственным лесным фондом и нарушения прав истца свидетельствует то, что Министерство на протяжении шести лет с даты выполнения работ подрядчиком не предъявило Обществу соответствующие претензии. Общество указывает, что в соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесохозяйственным регламентом Сыктывкарского лесничества, действовавшим с 2010 года по 2017 год, осуществление мероприятий противопожарного обустройства возложено на собственника лесных участков в лице органов лесного хозяйства в целях предупреждения лесных пожаров. ПАО "ФСК ЕЭС" полагает, что вывод судов о том, что очистка территории от порубочных остатков не входила в предмет договоров подряда, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью "Первый ремонтно-строительный трест", является необоснованным, поскольку данный договор судами не исследовался; суд апелляционной инстанции неправомерно отказал ему в удовлетворении ходатайства о приобщении договора подряда от 21.06.2012 N 200/ИД к материалам дела.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Третьи лица не представили отзыв на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании планового (рейдового) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков от 10.09.2018 N 40 11.09.2018 участковый лесничий Эжвинского участкового лесничества Государственного учреждения Республики Коми "Сыктывкарское лесничество" Морохин А.Н. осуществил плановый (рейдовый) осмотр, обследование линий электропередачи, которые расположены в лесном фонде либо граничат с ним в кварталах 106, 107, 108, 121, 122, 133, 136, 137, 146, 147 Эжвинского участкового лесничества.
Согласно акту осмотра, обследования лесного участка от 11.09.2018 N 6 при проведении осмотра линии электропередачи ВЛ 220 кВ Микунь - Сыктывкар, расположенной в квартале 106 в выделах 12, 20, в квартале 107 в выделе 9, в квартале 108 в выделе 14, в квартале 121 в выделах 2, 3, 5, 6, 7, в квартале 133 в выделах 2, 11, в квартале 136 в выделах 19, 24, 15, 17, в квартале 146 в выделе 5 Эжвинского участкового лесничеств, обнаружены по обе стороны ВЛ-220 кВ Микунь - Сыктывкар порубочные остатки, сортименты, хлысты в пролетах опор N 291-292, в выделе 2 квартала 121, в пролетах опор N 287-288-289, в выделе 12 квартала 106, в пролетах опор N 289-290-291, в выделе 9 квартала 107, в пролетах опор N 296-297, в выделе 11 квартала 133, в пролетах опор N 297-298, в выделе 19 квартала 136, в пролетах опор N 298-299, в выделе 17 квартала 136, в пролетах опор N 299-300-301, в выделе 5 квартала 146 Эжвинского участкового лесничества.
Срубленные деревья оставлены на месте рубки, не очищены от сучьев и плотно не уложены на землю. Срубленные деревья и порубочные остатки расположены в охранной зоне линии электропередач на расстоянии менее 10 метров от стены леса, минерализованной полосы между стеной леса и срубленными деревьями, порубочными остатками не имеется. Валка деревьев была произведена путем спиливания стволов деревьев при помощи бензо- или электроинструмента более трех лет назад.
Государственный лесной инспектор Республики Коми, государственный инспектор Республики Коми по пожарному надзору в лесах, инженер по охране и защите леса Государственного учреждения Республики Коми "Сыктывкарское лесничество" Лазарева Х.В. определением от 01.10.2018 N 1-2-2018 возбудила в отношении неустановленного лица дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, выявленное 11.09.2018, 01.10.2018, и назначила проведение административного расследования.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2008 11 АА N 593423 собственником линии электропередачи ВЛ 220 кВ Микунь - Сыктывкар является Общество.
В ходе административного расследования установлено, что рубка просек ВЛ 220 кВ Микунь - Сыктывкар производилась обществом с ограниченной ответственностью "Первый ремонтно-строительный трест" на основании заключенного с Обществом договора подряда от 21.06.2012 N 200/ИД в период до декабря 2012 года. Работы приняты ответчиком по акту от 07.12.2012. В нарушение пунктов 9 (1), 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах ПАО "ФСК ЕЭС" допустило нахождение горючих материалов в виде сваленных деревьев, порубочных остатков в местах использования лесов в охранной зоне линейного объекта ВЛ 220 кВ N 202 Микунь - Сыктывкар в пролетах опор N 291-292, N 287-288-289, N 289-290-291, N 296-297, N 297-298, N 298-299, N 299-300-301.
Постановлением Министерства от 10.12.2018 производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" прекращено по причине истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Министерство направило Обществу претензионное письмо от 24.12.2018 N 1255 с требованием об устранении нарушения Правил противопожарной безопасности в лесах в границах просеки ВЛ 220 кВ Микунь - Сыктывкар в бесснежный период до 01.07.2019.
Невыполнение Обществом требований Министерства в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 16, 21, 25, 45, 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьями 196, 208, 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 75, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 12 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условиях использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила N 160), Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о наличии у Общества обязанности устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности на лесном участке и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
На основании части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В силу части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В части 3 статьи 16 ЛК РФ определено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 15 Правил N 223 предусмотрено, что при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.
Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами (пункт 16 Правил N 223).
В соответствии с пунктом 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами N 417.
На основании пункта 9(1) Правил N 417 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35 Правил N 417).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в соответствии с приведенными нормами права обязанность по содержанию просеки линии электропередач ВЛ 220 кВ Микунь-Сыктывкар в пожаробезопасном состоянии возложена на ОАО "ФСК ЕЭС", как на лицо, которое в законном порядке приобрело право использования лесов.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе акт осмотра, обследования лесного участка от 11.09.2018 N 6, фототаблицу к акту осмотра, аэрокосмоснимками за период с 2012 года по 2019 год, суды пришли к выводу о доказанности материалами дела, что Общество в нарушение Правил N 417 при осуществлении строительно-монтажных работ по расширению просек не произвело надлежащим способом очистку мест рубок от порубочных остатков на просеке линии электропередачи, прилегающей к лесным насаждениям.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Министерством требование.
Ссылка заявителя жалобы на необоснованный отказ апелляционного суда в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств отклоняется судом округа. В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными. В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции таких причин не установил.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены, поскольку не свидетельствует о нарушении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.10.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А29-1180/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В силу части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В части 3 статьи 16 ЛК РФ определено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2020 г. N Ф01-10755/20 по делу N А29-1180/2019