Нижний Новгород |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А28-8644/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Министерства лесного хозяйства Кировской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.01.2020
по делу N А28-8644/2019 Арбитражного суда Кировской области
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лесник"
(ИНН: 4324003601, ОГРН: 1024301004144)
о взыскании задолженности
и установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Лесник" (далее - Общество) о взыскании 481 226 рублей задолженности по арендной плате по сроку уплаты 15.12.2014, за период с 2015 по 2017 годы, а также с 15.02.2018 по 15.07.2018 по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 11.06.2008 N 22-2.
Исковое требование мотивировано тем, что в результате заключения ничтожных дополнительных соглашений к договору аренды стороны уменьшили размер арендной платы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 168, статьями 606, 607 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Кировской области решением от 22.01.2019 удовлетворил иск частично: взыскал с Общества в пользу Министерства 313 895 рублей, отказал в удовлетворении остальной части иска. Суд исходил из необходимости определения величины арендной платы с учетом условий договора аренды, заключенного в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда от 10.08.2004 N 2; признал недействительными дополнительные соглашения от 24.05.2010 N 1 и от 01.11.2011 N 2 к договору аренды в части изменения размера арендной платы на основании пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации; применил последствия истечения срока исковой давности к требованию о взыскании сумм с 15.12.2014 по 15.04.2016.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.01.2020 отменил решение и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Суд установил, что договор от 11.06.2008 N 22-2 заключен без проведения торгов, размер арендной платы по договору от 11.06.2008 N 22-2 является регулируемым. Суд пришел к выводу о том, что Общество при исполнении договора аренды обоснованно вносило арендную плату в размере, установленном в дополнительных соглашениях N 1 и 2, с учетом ежегодной индексации.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, размер арендной платы следует исчислять исходя из данных договора аренды без учета дополнительных соглашений N 1 и 2 в силу их ничтожности. Министерство указывает на то, что, заключив дополнительные соглашения, стороны нарушили часть 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается за исключением случаев, приведенных в данной части).
В отзыве на кассационную жалобу Общество отклонило доводы заявителя, посчитав обжалованный судебный акт законным и обоснованным, просило оставить постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 09 часов 30 минут 09.06.2020 (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.04.2020).
Окружной суд удовлетворил ходатайства сторон о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия представителей.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установил суд, в порядке переоформления договора на аренду участков лесного фонда от 10.08.2004 N 2 в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Департамент лесного хозяйства Кировской области (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 11.06.2008 N 22-2, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2 555 гектаров, местоположение: Кировская область, Оричевский район, Оричевское лесничество, Коршикское участковое лесничество, кварталы 61, 64, 89, 90-93, 95 - 102, 112 - 113, 133 - 138, условный номер 43-43-01/206/2008-372, учетная запись в государственном лесном реестре N 22.11-2008-04, сроком на десять лет. Объект найма передан арендатору по акту; договор зарегистрирован в установленном законном порядке.
Объем заготовки древесины установлен в приложении 3.1 к договору и составляет по хвойному хозяйству 4,9 тысячи кубических метров, по мягколиственному хозяйству - 2 тысячи кубических метров.
Годовая арендная плата, определенная на момент подписания договора в размере 890 511 рублей, подлежала изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 5 и 7 договора).
Арендатор обязан вносить арендную плату в размере, определенном от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 процентов, 15 марта - 10 процентов,15 апреля - 10 процентов,15 июня - 10 процентов, 15 июля - 10 процентов, 15 сентября - 15 процентов, 15 ноября - 15 процентов, 15 декабря - 15 процентов (пункт 6 договора).
Стороны в дополнительном соглашении от 24.05.2010 N 1 к договору аренды изменили, в том числе, объем заготовки древесины по мягколиственному хозяйству до 1,8 тысячи кубических метров и годовую арендную плату определили в размере 991 420 рублей; в дополнительном соглашении от 01.11.2011 N 2 к договору аренды, в том числе, уменьшили размер годовой арендной платы до 901 349 рублей в связи с изменением разрядов такс.
Министерство, считая дополнительные соглашения к договору аренды недействительными в части изменения размеров арендной платы в силу их ничтожности на основании части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (действующей в период заключения соглашений), статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения дополнительных соглашений), произвело перерасчет арендной платы по сроку уплаты 15.12.2014, за период с 2015 по 2017 годы, а также с 15.02.2018 по 15.07.2018.
Истец 23.05.2019 направил Обществу претензию о произведенном перерасчете, основываясь на данных договора без учета дополнительных соглашений. В результате такого перерасчета у ответчика образовалась задолженность по арендной плате в размере 481 226 рублей. Непогашение в добровольном порядке образовавшейся задолженности послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском.
По смыслу статей 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование этим имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 (пункт 11 Порядка).
В силу части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что договор аренды от 10.08.2004 N 2, в порядке приведения которого в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации подписан договор аренды от 11.06.2008 N 22-2, был заключен не по результатам проведения торгов, а на основании распорядительного акта Правительства Кировской области, а именно распоряжения от 20.07.2004 N 211 "О передаче участков лесного фонда в аренду".
Статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент подписания дополнительных соглашений N 1 и 2 к договору, не содержала запрета на изменение условий договоров аренды, заключенных без проведения торгов.
По смыслу статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Закона N 201-ФЗ и Порядка арендная плата по договору аренды лесного участка, заключенного в порядке переоформления ранее заключенного без проведения торгов договора безвозмездного пользования участка лесного фонда, является регулируемой, определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, подлежит изменению при изменении соответствующих ставок и взыскивается с арендатора с учетом заготовленного объема древесины.
Данные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 N 301-ЭС19-19282 по делу N А28-10659/2018.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для признания ничтожными дополнительных соглашений N 1 и 2 к договору аренды, как противоречащих нормам Лесного кодекса Российской Федерации.
В связи с отсутствием у Общества по договору аренды в редакции дополнительных соглашений N 1 и 2 задолженности, Второй арбитражный апелляционный суд обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал Министерству в удовлетворении иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Как правомерно указал суд второй инстанции, ссылка Министерства на часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подписания дополнительных соглашений к договору аренды), равно как и на часть 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции), не может быть принята во внимание, так как данные нормы напрямую касаются случаев изменения условий договора аренды, заключенного по результатам торгов; наличие специального правового регулирования порядка заключения и изменения договоров аренды в случаях заключения таких договоров по результатам торгов само по себе исключает применение данных норм по аналогии к правоотношениям по договорам аренды, заключаемым без проведения торгов.
Материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены постановления Второго арбитражного апелляционного суда применительно к доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Министерства не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.01.2020 по делу N А28-8644/2019 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Закона N 201-ФЗ и Порядка арендная плата по договору аренды лесного участка, заключенного в порядке переоформления ранее заключенного без проведения торгов договора безвозмездного пользования участка лесного фонда, является регулируемой, определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, подлежит изменению при изменении соответствующих ставок и взыскивается с арендатора с учетом заготовленного объема древесины.
Данные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 N 301-ЭС19-19282 по делу N А28-10659/2018.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для признания ничтожными дополнительных соглашений N 1 и 2 к договору аренды, как противоречащих нормам Лесного кодекса Российской Федерации.
...
Как правомерно указал суд второй инстанции, ссылка Министерства на часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подписания дополнительных соглашений к договору аренды), равно как и на часть 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции), не может быть принята во внимание, так как данные нормы напрямую касаются случаев изменения условий договора аренды, заключенного по результатам торгов; наличие специального правового регулирования порядка заключения и изменения договоров аренды в случаях заключения таких договоров по результатам торгов само по себе исключает применение данных норм по аналогии к правоотношениям по договорам аренды, заключаемым без проведения торгов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 июня 2020 г. N Ф01-10071/20 по делу N А28-8644/2019