Нижний Новгород |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А79-5312/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Ногтевой В.А., Трубниковой Е.Ю.
в присутствии представителя заявителя жалобы: Карпова Е.С. по доверенности от 12.05.2020 N 20
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.09.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А79-5312/2019,
по иску государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ИНН: 2128017682, ОГРН: 1032128003720)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горжилком" (ИНН: 2122007751, ОГРН: 1182130004231)
о взыскании задолженности
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
и установил:
государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищнокоммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Горжилком" (далее - ООО "УК "Горжилком") о взыскании 185 892 рублей 69 копеек задолженности за поставленную в феврале 2019 года тепловую энергию, а также 2833 рублей 31 копейки пеней, начисленных за нарушение сроков оплаты с 16.03.2019 по 13.05.2019 и далее по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики.
Суд первой инстанции решением от 26.09.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020, отказал ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 26.09.2019 и постановление от 22.01.2020 отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы считает, что вопреки требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации протоколы от 18.11.2018, 14.10.2018 и 25.10.2018 общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, которыми оформлено решение собственников перейти на прямые расчеты за электрическую энергию, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление и горячее водоснабжение (пункт 13), не содержат указания на дату, с которой собственники помещений намерены начать оплачивать указанные коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Как следствие, суды необоснованно связали дату перехода на прямые договоры с решением собственников помещений о расторжении договора управления многоквартирным домом с предыдущей управляющей компанией - ООО "Управление ЖКХ" с 01.12.2018 и выборе новой управляющей организации - ООО УК "Горжилком". Принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления с новой управляющей организацией не влечет освобождение вновь избранной управляющей компании от обязанностей исполнителя коммунальных услуг с момента ее выбора (сбора платежей за оказанные коммунальные услуги и их перечисления в ресурсоснабжающую организацию).
Ввиду отсутствия в протоколах общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах сведений о дате заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, судам надлежало учесть требования пункта 1 статьи 433 и статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обстоятельства невнесения платы истцу за поставленные в спорный период коммунальные ресурсы. При этом бремя доказывания даты реального заключения договора в рассмотренном случае было возложено на ответчика, являющегося управляющей организацией спорных многоквартирных домов.
В то же время суды не учли, что ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии не получило оплату за поставленный в спорном периоде ресурс. Оплата собственниками помещений в многоквартирных домах истцу поступила начиная с апреля 2019 года за коммунальные ресурсы, поставленные в марте. Истец полагает, что моментом заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями по спорным домам следует считать 01.03.2019, то есть дату, которой обусловлено начало месяца, в котором собственники помещений в многоквартирном доме фактически начали осуществлять расчеты с истцом.
Кроме того, истец полагает ошибочным вывод суда о том, что им были получены протоколы общих собраний, поскольку в его адрес не поступили обязательные приложения к протоколам - реестры собственников помещений, их реквизиты, площади помещений в многоквартирном доме. Отсутствие сведений об инициаторах собраний также исключило возможность уведомления истцом инициаторов собраний о сроках заключения прямых договоров.
В судебном заседании суда округа заявитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечили, в связи с чем суд в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.09.2019 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А79-5312/2019 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 36 по улице Горького принято решение, оформленное протоколом от 18.11.2018 N 3, о расторжении с 01.12.2018 договора управления многоквартирным домом с ООО "Управление ЖКХ", выборе способа управления - управление управляющей организацией ООО УК "Горжилком". Кроме того собственники приняли решение о внесении собственниками многоквартирного жилого дома платы за электрическую энергию, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление и горячее водоснабжение по прямым договорам непосредственно следующим ресурсоснабжающим организациям: акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания", муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" города Алатырь, государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Чувашгаз".
Аналогичные решения приняты собственниками многоквартирных домов N 38 по улице Горького (протокол от 14.10.2018 N 1), N 14 и N 37 по улице Советской (протоколы от 25.10.2018 N 1).
Копии протоколов, которыми оформлены решения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, направлены в адрес ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии предыдущей управляющей компанией письмом от 30.11.2018 и вновь избранной управляющей компанией - письмом от 21.12.2018.
Истец уведомлением от 25.01.2019 сообщил ответчику, что оставляет за собой право отсрочить заключение прямых договоров на три месяца с момента регистрации поступления письма от ответчика (то есть до 28.03.2019) в связи с тем, что собственники помещений в многоквартирных домах не определили точную дату перехода на прямые договоры, инициаторы собраний не направили соответствующие решения в ресурсоснабжающую организацию, а выбранная собственниками помещений в многоквартирных жилых домов управляющая организация ООО "УК "Горжилком" самостоятельно (самовольно) от своего имени направила копии указанных решений истцу.
ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии в феврале 2019 года поставило тепловую энергию на нужды отопления в многоквартирные жилые дома в городе Алатыре, расположенные по адресам улица Горького N N 36-38 и улица Советская NN 14 и 37. В подтверждение факта поставки коммунального ресурса истцом представлены отчеты о суточных параметрах теплоснабжения за период с 24.01.2019 по 26.02.2019. Расчет объема потребленной тепловой энергии произведен истцом исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений и установленного норматива. Стоимость коммунального ресурса по расчету ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии в спорном периоде составила 569 367 рублей 30 копеек.
Истец, посчитав, что обязанность по оплате тепловой энергии, поданной в мн многоквартирными жилыми домами в спорном периоде, лежит на ответчике как на управляющей организации, и выставил последней на оплату акт и счет-фактуру.
Неоплата ООО "УК "Горжилком" поставленного истцом ресурса послужила основанием для обращения ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 упомянутого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку тепловая энергия поставлялись в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Соответственно с учетом положений статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 14 и 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259, оплата за коммунальные услуги, поставленные в феврале 2019 года в спорные многоквартирные дома возлагается на вновь избранную управляющую организацию, то есть на ответчика.
Правил N 354.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 44 (частью 1), 161 (частями 1, 2 и 3) Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Собственники помещений вправе управлять своим домом либо непосредственно, либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме).
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "и" пункта 34 N 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 указанного Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 упомянутого Кодекса (о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации; заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 14.10.2018, 25.10.2018 и 18.11.2018, а также переписку сторон, установив факты принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о заключении прямых договоров с истцом, уведомления последнего о принятии указанного решения 30.11.2018 и 21.12.2018, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу, что собственники помещений в многоквартирном доме реализовали предоставленное им Жилищным кодексом Российской Федерации право принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения, фактически освободив вновь выбранную с 01.12.2018 управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги, и, как следствие, об отсутствии оснований для возложения на последнего обязанности по оплате стоимости ресурса, потребленного многоквартирными домами в спорный период.
При этом суды отклонили в качестве надлежащего доказательства по делу письмо от 25.01.2019, в котором истец уведомил ответчика о том, что воспользовалось правом переноса срока заключения с потребителями прямых договоров, поскольку установили, что данное письмо направлено истцом за пределами установленного в пункте 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации срока уведомления.
Документального подтверждения уведомления истцом инициатора собраний собственников многоквартирных домов о переносе срока заключения с потребителями прямых договоров в материалы дела также не представлено.
Доводы ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии являлись предметом правовой оценки судов обеих инстанций и были ими мотивированно отклонены. Кассационная инстанция пришла к выводу, что по существу доводы истца направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу статей 286-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовому подходу, изложенному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О, иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А79-5312/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 14.10.2018, 25.10.2018 и 18.11.2018, а также переписку сторон, установив факты принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о заключении прямых договоров с истцом, уведомления последнего о принятии указанного решения 30.11.2018 и 21.12.2018, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу, что собственники помещений в многоквартирном доме реализовали предоставленное им Жилищным кодексом Российской Федерации право принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров ресурсоснабжения, фактически освободив вновь выбранную с 01.12.2018 управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги, и, как следствие, об отсутствии оснований для возложения на последнего обязанности по оплате стоимости ресурса, потребленного многоквартирными домами в спорный период.
При этом суды отклонили в качестве надлежащего доказательства по делу письмо от 25.01.2019, в котором истец уведомил ответчика о том, что воспользовалось правом переноса срока заключения с потребителями прямых договоров, поскольку установили, что данное письмо направлено истцом за пределами установленного в пункте 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации срока уведомления.
...
Согласно правовому подходу, изложенному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О, иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2020 г. N Ф01-10627/20 по делу N А79-5312/2019