Нижний Новгород |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А79-199/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019
по делу N А79-199/2019
по иску Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела
Чувашской Республики
к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению
высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия"
(ИНН: 2128014360, ОГРН: 1022101131150)
об обязании выполнить ремонтные и исследовательские работы,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
и установил:
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - Учреждение) об обязании выполнить в срок до 01.06.2020 работы по сохранению объекта культурного наследия, включающих в себя ремонт фасадов, отмосток и декоративных элементов дворовой части объекта культурного наследия, в том числе очищение стен от старой штукатурки, нанесение гипсовой штукатурки, грунтование, покраска. Ориентировочная общая площадь выполняемых работ составляет 7020 м2; осуществить обследование фундамента двухэтажного пристроя, разработать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз).
Решением суда от 27.06.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
Минсельхоз не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 47.2 и 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Суды не приняли во внимание, что требование об обязании Учреждения выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия предъявлено преждевременно, до истечения срока исполнения обязательств, установленных в плане работ Учреждения по сохранению объекта культурного наследия от 26.08.2016. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве поддержало доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 16.06.2020 (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.04.2020).
Определением суда от 10.06.2020 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Забурдаевой И.Л. на судью Радченкову Н.Ш.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, здание Чувашского государственного сельскохозяйственного института, расположенное по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица К. Маркса, дом 29, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения и принято под охрану государства в соответствии с постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 N 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране".
Здание находится в собственности Российской Федерации, передано распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике от 25.12.2009 N 2802-р на праве оперативного управления в пользование Учреждения.
Министерство 11.04.2017 провело плановую выездную проверку соблюдения Учреждением обязательных требований по обеспечению сохранности объекта культурного наследия
При визуальном осмотре технического состояния объекта культурного наследия Министерство установило, что здание находится в удовлетворительном состоянии, однако на дворовой части фасада, рельефных элементах, цоколе наблюдаются участки отслоения красочного и штукатурного слоев. На двухэтажном пристрое к зданию (литера А3) обнаружена вертикальная сквозная трещина, проходящая по высоте всего первого этажа, которая может свидетельствовать о неравномерной осадке грунта.
По результатам проверки составлен акт от 30.05.2017 и Учреждению выдано предписание от 30.05.2017 N 05/23-3098. Учреждение обязано в срок до 01.11.2017 установить на объекте культурного наследия информационную надпись; в срок до 01.08.2018 выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, включающие в себя ремонт фасадов, отмостки и декоративных элементов дворовой части объекта; осуществить обследование фундамента двухэтажного пристроя, разработать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия; в срок до 01.11.2019 провести работы по сохранению объекта культурного наследия согласно разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.
Неисполнение в установленные сроки предписания явилось основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями Закона N 73-ФЗ, суд первой инстанции признал требования Министерства законными и обоснованными и удовлетворил их.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно преамбуле Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В пункте 1 статьи 33 данного закона установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия в целях данного закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта для современного использования; научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В силу статьи 42 Закона N 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
В статье 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, на основании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (пункт 11 статьи 47 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 закона, обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
На основании пункта статьи 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что здание объекта культурного наследия находится в пользовании Учреждения на праве оперативного управления. В охранном обязательстве объекта культурного наследия указаны обязательства пользователя объекта при его содержании и эксплуатации, в том числе требования к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что Учреждение не выполняет требования, установленные в отношении объекта культурного наследия, к его содержанию и использованию (на дворовом фасаде объекта имеется трещина, обрушение окрасочного и штукатурного слоев). Работы, предусмотренные охранным обязательством, планом работ по сохранению объекта культурного наследия (обследование фундамента, разработка проектной документации, выполнение работ), пользователем не проводятся.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Министерство, выявив по результатам проверки фактическое состояние объекта культурного наследия и непринятие Учреждением необходимых мер по обеспечению его сохранности, правомерно выдало Учреждению предписание. Требования Министерства соответствует положениям Закона N 73-ФЗ, не выходят за рамки возложенных на заявителя обязанностей, направлены на сохранение объекта культурного наследия.
На основании изложенного довод заявителя о преждевременной выдаче предписания, поскольку сроки исполнения обязательств, установленные в плане работ по сохранению объекта культурного наследия, не истекли, отклоняется.
Ссылка Учреждения о невозможности выполнения работ в объемах и в сроки, установленные в предписании, была предметом рассмотрения суда первой инстанции и отклонена, поскольку заявитель не обосновал невозможность выполнения требований предписания.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А79-199/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта статьи 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
...
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что Учреждение не выполняет требования, установленные в отношении объекта культурного наследия, к его содержанию и использованию (на дворовом фасаде объекта имеется трещина, обрушение окрасочного и штукатурного слоев). Работы, предусмотренные охранным обязательством, планом работ по сохранению объекта культурного наследия (обследование фундамента, разработка проектной документации, выполнение работ), пользователем не проводятся.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Министерство, выявив по результатам проверки фактическое состояние объекта культурного наследия и непринятие Учреждением необходимых мер по обеспечению его сохранности, правомерно выдало Учреждению предписание. Требования Министерства соответствует положениям Закона N 73-ФЗ, не выходят за рамки возложенных на заявителя обязанностей, направлены на сохранение объекта культурного наследия."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2020 г. N Ф01-9921/20 по делу N А79-199/2019