13 декабря 2019 г. |
А79-199/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Новиковой Л.П.,
судей Родиной Т.С., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.06.2019 по делу N А79-199/2019, принятое судьей Трусовым А.В. по иску Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (ОГРН 1042128009880, ИНН 2128054290) к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" (ОГРН 1022101131150, ИНН 2128014360) об обязании выполнить ремонтные и исследовательские работы, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о начавшемся процессе,
установил:
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - Учреждение, ФГБОУ ВО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия", ответчик) об обязании ответчика выполнить в срок до 01.06.2020 работы по сохранению объекта культурного наследия, включающих в себя ремонт фасадов, отмосток и декоративных элементов дворовой части объекта культурного наследия, в том числе очищение стен от старой штукатурки, нанесение гипсовой штукатурки, грунтование, покраска. Ориентировочная общая площадь выполняемых работ составляет 7020 м2; осуществить обследование фундамента 2-х этажного пристроя, разработать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия.
Исковые требования основаны на пункте 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закона N 73-ФЗ) и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по исполнению требований предписания от 30.05.2017 N 05/23-3098.
Решением от 27.06.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность вынесенного судебного акта, заявитель указывает, что предъявление в суд требования об обязании Учреждения выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия преждевременно, поскольку сроки исполнения обязательств Учреждения в отношении "Здания Чувашского государственного сельскохозяйственного института", установленные в соответствии с приказом Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики от 26.08.2016 N 01-07/316 в плане работ по сохранению объекта культурного наследия от 26.08.2016, не истекли.
Поясняет, что приказом Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики от 26.08.2016 N 01-07/316 утверждено охранное обязательство на объект "Здание Чувашского государственного сельскохозяйственного института", пунктом 13 которого установлено, что состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия определяется на основании акта технического состояния объекта культурного наследия.
Указывает, что согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от 26.08.2016 и прилагаемого к нему плану работ по сохранению объекта культурного наследия от 26.08.2016 в отношении "Здания Чувашского государственного сельскохозяйственного института" установлен перечень работ по сохранению данного объекта и сроки их выполнения.
Отмечает, что названным планом предусмотрены такие работы, как выполнение обследования грунтов оснований и фундамента 2-х этажного пристроя (литера A3) - срок 2017-2019, разработка проектной документации в объеме, необходимом для производства работ на памятнике - срок 2018-2019, выполнение ремонтно-реставрационных работ на объекте в соответствии с утвержденным проектом - срок 2019-2021.
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в отзыве на апелляционную жалобу от 25.09.2019 просило решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие полномочного представителя.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" в отзыве на апелляционную жалобу от 31.10.2019 поддержало позицию заявителя. Указало, что установленный решением суда срок влечет нецелевое расходование бюджетных средств. Пояснило, что с учетом сроков получения субсидии на соответствующие работы, необходимый срок для завершения ремонтно-рестоврационных работы - 01.07.2021.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам плановой выездной проверки соблюдения ФГБОУ ВО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" обязательных требований по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Здание Чувашского государственного сельскохозяйственного института", расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 29, проведенной 11.04.2017, указано, что в рамках проверки визуального осмотра технического состояния объекта культурного наследия установлено: здание находится в удовлетворительном состоянии, однако на дворовой части фасада, рельефных элементах, цоколе наблюдаются участки отслоения красочного и штукатурного слоев. На двухэтажном пристрое (литера А3) обнаружена вертикальная, проходящая по высоте всего первого этажа, сквозная трещина, которая может свидетельствовать о неравномерной осадке грунта.
По результатам проверки составлен акт проверки и в адрес ответчика вынесено предписание от 30.05.2017 N 05/23-3098 с требованием: в срок до 01.11.2017 установить на объекте культурного наследия информационную надпись; в срок до 01.08.2018 выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, включающие в себя ремонт фасадов, отмостки и декоративных элементов дворовой части объекта культурного наследия; в срок до 01.08.2018 осуществить обследование фундамента двухэтажного пристроя, разработать проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия; в срок до 01.11.2019 провести работы по сохранению объекта культурного наследия согласно разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации (том 1, л.д. 17).
На день подачи иска в суд предписание исполнено только в части установки информационной надписи.
Неисполнение в установленные сроки предписания явилось основанием для обращения Министерства в суд с данным иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия в целях указанного Федерального закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии со статьей 42 Закона N 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Согласно статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, на основании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 11 статьи 47 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В приложении к акту от 30.05.2017 N 3 указано, что объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения "Здание Чувашского государственного сельскохозяйственного института" (далее - объект культурного наследия), расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 29, принят под охрану государства постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 N 299 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране" (т. 1 л.д. 20-23).
Здание находится в собственности Российской Федерации, передано распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике от 25.12.2009 N 2802-р на праве оперативного управления в пользование ФГОУ ВПО "Чувашская сельскохозяйственная академия", после переименования - ФГБОУ ВО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" (т. 1, л.д. 24).
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Факт выявленных в ходе проверки обстоятельств состояния объекта ответчиком не оспорен. В полном объеме предписание не исполнено.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции считает правомерным удовлетворение исковых требований.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Учитывая характер объекта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения суда в части установления сроков выполнения работ. В этой части Арбитражный суд Чувашской Республики верно указал, что при наличии достаточных оснований заявляемые обстоятельства могут быть учтены при рассмотрении вопроса об отсрочке либо рассрочке исполнения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.06.2019 по делу N А79-199/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.П. Новикова |
Судьи |
Т.И.Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-199/2019
Истец: Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Ответчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия"
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации