Нижний Новгород |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А31-7359/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.07.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента транспорта
и дорожного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.09.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019
по делу N А31-7359/2019
по иску акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания"
(ИНН: 7604192971, ОГРН: 1107604019181)
к Костромской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства
Костромской области (ИНН: 4401015844, ОГРН: 1024400527777)
о взыскании 38 888 142 рублей 48 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Костромской области, Департамент финансов Костромской области,
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области,
открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
в лице Северной железной дороги - филиал открытого акционерного общества
"Российские железные дороги",
и установил:
акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СППК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Департамент транспорта) о взыскании 38 888 142 рублей 48 копеек долга по соглашению о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов от 06.04.2018 N С-72/18/СППК-110-2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Костромской области (далее - Администрация), Департамент финансов Костромской области (далее - Департамент финансов), Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент тарифов), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением суда от 25.09.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент транспорта не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, факт причинения Обществу убытков не доказан. Департамент транспорта указывает, что обязательства перед АО "СППК" по соглашению от 06.04.2018 N С-72/18/СППК-110-2018 исполнены им в полном объеме; возмещение истцу недополученных доходов должно осуществляться исходя из лимитов бюджетных обязательств, но не более фактических сумм убытков. Департамент транспорта считает, что не является надлежащим ответчиком по делу.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
АО "СППК" в отзыве отклонило доводы Департамента транспорта, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Департамент финансов в отзыве поддержал доводы заявителя кассационной жалобы, за исключением доводов о том, что Департамент транспорта не является надлежащим ответчиком по делу.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили в суд округа.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 14.05.2020, затем до 29.06.2020.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2020 произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
АО "СППК" и Администрация направили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент транспорта (организатор перевозок) и АО "СППК" (исполнитель) заключили договор от 25.11.2016 N СППК-246-2016 на осуществление регулярных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Костромской области в 2017 году, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель осуществляет организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Костромской области, согласно размерам движения пригородных поездов, определенному организатором перевозок, в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору с применением провозной платы в пределах установленного тарифа и предоставлением установленных льгот по оплате проезда (преимуществ по провозной плате) отдельным категориям граждан в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и законодательством Костромской области, а организатор перевозок обязуется компенсировать потери в доходах исполнителя, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки.
В соответствии с пунктом 2.4 договора организатор перевозок обязался возместить исполнителю в полном объеме недополученные доходы, связанные с государственным регулированием тарифов, в порядке, установленном постановлением администрации Костромской области от 30.12.2014 N 566-а, на основании отдельно заключаемого соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов.
В случае изменения объемов транспортной работы более чем на 15 процентов (вагоно-километр), увеличения тарифов на перевозки пассажиров в течение отчетного года организатор перевозок по обращению исполнителя принимает необходимые меры по повторному государственному регулированию перевозок и оценке потерь в доходах исполнителя (пункт 2.5 договора).
Согласно пункту 2.6 договора организатор перевозок обязуется направлять в адрес исполнителя в течение 10 рабочих дней со дня получения заверенную входящим номером и датой копию отчета об объемах транспортной работы, представляемого в адрес организатора перевозок в соответствии с пунктом 4.10 настоящего договора.
Договор вступает в силу со дня его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2017, и действует по 31.12.2017 включительно (пункт 9.1 договора).
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26.12.2014 N 14/505 "Об утверждении тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области" тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области установлен в размере 2 рублей 90 копеек за пассажиро-километр.
Постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2014 N 566-а утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Костромской области.
Департамент транспорта 06.02.2018 направил Обществу письмо, в котором указал, что согласно предоставленным отчетам за период декабрь 2016 года - июль 2017 года Департаментом транспорта предоставлены субсидии в пределах бюджетных ассигнований и лимитов, доведенных Департаменту, в размере 63 789 800 рублей.
В связи с отсутствием средств в областном бюджете в остальной части было отказано в предоставлении субсидии. Департамент транспорта указал, что законом Костромской области от 15.12.2017 N 325-6-ЗКО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта в части возмещения недополученных доходов от установления тарифа ниже экономически обоснованного уровня предусмотрено 122 455 500 рублей.
Департамент предложил Обществу представить необходимый пакет документов для возможности оплаты оказанных услуг в 2017 (за период август - декабрь) и для дальнейшей оплаты в текущем году.
Общество 13.03.2018 направило Департаменту транспорта запрашиваемые документы.
Департамент транспорта (главный распорядитель) и ОА "СППК" (получатель) заключили соглашение от 06.04.2018 N С-72/18/СППК-110-2018 о предоставлении из областного бюджета в 2018 году субсидии на возмещение недополученных доходов за период с 01.08.2017 по 31.12.2017.
В пункте 2.1 соглашения стороны предусмотрели, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю, как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в размере 50 629 560 рублей 46 копеек.
Согласно пункту 2.2 соглашения субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Костромской области от 15.12.2017 N 325-6-ЗКО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденных главному распорядителю в установленном порядке на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения.
Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 30.12.2014 N 566-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта" (далее - Порядок предоставления субсидии) (пункт 3.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления субсидий перечисление субсидии осуществляется ежемесячно, в срок не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств решения о предоставлении субсидии по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка на расчетный или корреспондентский счет, открытый перевозчику в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.
Размер субсидии рассчитывается по формуле, указанной в пункте 6 Порядка предоставления субсидий, но не более разницы между суммой фактически понесенных затрат на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа и суммой доходов, полученной от осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа. Размер субсидии рассчитывается главным распорядителем ежемесячно с учетом нарастающего итога (пункт 3.2 соглашения).
На основании пункта 4.1 соглашения главный распорядитель обязался обеспечить предоставление субсидии в соответствии с разделом 3 настоящего соглашения (пункт 4.1.1); направлять документы согласно лимитам бюджетных обязательств в Управление федерального казначейства Костромской области для перечисления на расчетный счет получателя средств на возмещение недополученных доходов от осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом (пункт 4.1.2); обеспечивать перечисление субсидии на счет получателя, указанный в разделе 8 настоящего соглашения, в соответствии с пунктом 3.3 настоящего соглашения (пункт 4.1.3).
Департамент транспорта частично исполнил обязательства по соглашению от 06.04.2018 N С-72/18/СППК-110-2018, в размере 11 741 417 рублей 98 копеек.
В претензии от 22.01.2019 Общество предложило Департаменту транспорта погасить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение ответчиком данного требования послужило основанием для обращения АО "СППК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам России от 28.09.2010 N 235-т/1 (далее - Методика), постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания заявленной Обществом суммы убытков.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Костромской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
На основании статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Как следует из пункта 3 статьи 8 Закона N 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, на основании пунктов 1, 3, 4 и 6 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, согласно пункту 13 которого основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат. Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.09.2010 N 235-т/1 утверждена Методика, определяющая основные положения по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (пункт 3 Методики).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области осуществлялось перевозчиком по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области, которые не в полном объеме покрывали затраты перевозчика, в связи с чем Обществу предоставлена субсидия.
Департамент транспорта не представил доказательств нарушения Обществом условий предоставления субсидии, а также наличия оснований для отказа в ее предоставлении.
Из условий соглашения от 06.04.2018 N С-72/18/СППК-110-2018 не следует, что стороны согласовали ограничение подлежащего возмещению размера понесенных убытков (в размере субсидии) в связи с оказанием транспортных услуг.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе договор от 25.11.2016 N СППК-246-2016, соглашение о предоставлении субсидии от 06.04.2018 N С-72/18/СППК-110-2018 и принимая во внимание, что Законом Костромской области от 15.12.2017 N 325-6-ЗКО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено выделение средств на субсидии юридическим лицам, оказывающим услуги в области железнодорожного транспорта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности наличия совокупности условий для взыскания в пользу перевозчика убытков в заявленном размере.
Данный вывод судов не противоречит доказательствам по делу и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Департамента транспорта о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку. Суды установили, что, согласно пунктам 14, 45 и 46 Положения о Департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 14.01.2008 N 5, в полномочия Департамента транспорта входит организация транспортного обслуживания населения, в том числе, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Департамент транспорта выполняет функции главного администратора доходов областного бюджета, осуществляет функцию главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента транспорта и реализацию возложенных на него функций. Следовательно, от имени публично-правового образования Костромская область в качестве представителя ответчика по делу, должен выступать орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, которым на момент рассмотрения дела является Департамент транспорта.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.09.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А31-7359/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, согласно пункту 13 которого основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат. Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.09.2010 N 235-т/1 утверждена Методика, определяющая основные положения по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (пункт 3 Методики).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июля 2020 г. N Ф01-9745/20 по делу N А31-7359/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9745/20
09.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9836/19
24.10.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9836/19
25.09.2019 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-7359/19