Нижний Новгород |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А28-13167/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Толмачёва А.А., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 15 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020
по делу N А28-13167/2019
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 15 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу
(ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745)
к государственной жилищной инспекции Кировской области
(ОГРН: 1024301334089, ИНН: 4345049124)
о признании недействительным предписания от 25.07.2019 N 50/2362/19П
и установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 15 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции по Кировской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 25.07.2019 N 50/2362/19П.
Арбитражный суд Кировской области решением от 06.12.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемое предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы. Учреждение указывает, что не установление для него уполномоченным органом тарифа не является основанием для освобождения от оплаты потребленной услуги по горячему водоснабжению; обязанность по бесплатному оказанию коммунальных услуг на исполнителя положениями жилищного законодательства не возложена. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Определением суда от 06.07.2020 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Башевой Н.Ю. на судью Толмачёва А.А.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечили. Отзыв на жалобу не представлен.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: город Киров, улица Герцена, дом 93 (далее - МКД N 93) по вопросу ненадлежащего начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
Приказом от 02.07.2019 N 2362/2019 Инспекция назначила проведение внеплановой документарной проверки в отношении Учреждения в период с 14.02.2019 по 06.03.2019. В пункте 11 названного приказа установлен подлежащий представлению Учреждением перечень документов, необходимых для проведения контрольных мероприятий.
Соответствующие документы и сведения представлены заявителем (письмо от 08.07.2019 N 370/У/3/15/994).
На основании представленных документов Инспекция установила, что функции управления МКД N 93 осуществляло общество с ограниченной ответственностью "УК Мегаполис" на основании договора управления от 16.05.2017. Согласно представленному протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме очного голосования 27.04.2017, собственниками принято решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в части начисления платы за отопление, горячую воду, холодную воду, водоотведение, электроэнергию.
С 01.01.2018 Учреждение является ресурсоснабжающей организацией в части поставки горячей воды для МКД N 93. Данный дом имеет центральное горячее водоснабжение, но не оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, горячей воды.
До 02.10.2018 тариф на горячее водоснабжение для Учреждения Региональной службы по тарифам Кировской области утвержден не был.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 02.10.2018 N 35/8-кс-2018 для Учреждения на территории муниципального образования "Город Киров" Кировской области установлены тарифы на горячее водоснабжение для центральных тепловых пунктов N 500а и 85а, расположенных на территории военных городков N 29 и 51, согласно приложению 1 к решению (пункт 2). В период с 02.10.2018 по 30.06.2019 установлена плата за компонент на холодную воду в размере 27,19 рублей за кубический метр, за компонент на тепловую энергию в размере 2373,26 рублей /Гкал. Согласно пункту 3 данного решения тарифы, установленные в пункте 2 решения, действуют с 02.10.2018 по 31.12.2021.
В платежном документе за февраль 2019 года по строке "ГВС нагрев" Учреждение доначислило собственникам (нанимателям) помещений в МКД N 93 плату за поставленную надлежащего качества коммунальную услугу за период с 01.01.2018 по 31.01.2019. Во избежание незаконно взыскиваемой суммы коммунальных услуг с потребителей собственникам (нанимателям) помещений в данном доме не производилось начисление платы за коммунальную услугу до момента утверждения тарифов, урегулирования договорных отношений.
Надзорным органом установлено, что в представленном платежном документе за февраль 2019 года по квартире N 12 указанного МКД Учреждение произвело перерасчет (доначисление) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент на тепловую энергию) в размере 4601 рубля 41 копейки в том числе: за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 1439 рублей 93 копеек (исходя из показаний ИПУ горячей воды, тарифа 2281 рубль 98 копеек/Гкал.); за период с 01.07.2018 по 01.10.2018 в размере 1048 рублей 27 копеек (исходя из показаний ИПУ горячей воды и тарифа 2373 рубля 26 копеек/Гкал); за период с 02.10.2018 по 31.12.2018 в размере 1712 рублей 17 копеек (за период октябрь - ноябрь 2018 года исходя из показаний ИПУ горячей воды, за декабрь исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления и утвержденного тарифа 2373 рубля 26 копеек/Гкал.); за январь 2019 года в размере 401 рубля 04 копеек (исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления и утвержденного тарифа 2413 рублей 49 копеек/Гкал.).
Установив указанные обстоятельства, Инспекция пришла к выводу, что перерасчет (доначисление) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам (нанимателям) жилых помещений в спорных многоквартирных домах произведен Учреждением в нарушение положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), пунктов 1, 26 приложения 2 к Правилам N 354, пункта 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила N 1075), пункта 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Результаты проверки отражены надзорным органом в акте проверки от 25.07.2019 N 50/2362/19.
Инспекция выдала Учреждению обязательное для исполнения предписание от 25.07.2019 N 50/2362/19П. В целях устранения нарушений Учреждению указано на необходимость в срок до 25.09.2019 провести комплекс мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по всем жилым помещениям МКД N 93 произведя снятие излишне начисленной платы по горячему водоснабжению за период с 01.07.2018 по 01.10.2018 (пункт 1). Представить в Инспекцию отчет о выполнении комплекса мероприятий, указанных в пункте 1 предписания, с приложением документов, подтверждающих перерасчет по всем жилым помещениям: платежные документы; выписка из лицевых счетов, программные отчеты; расчет сумм перерасчета (пункт 2).
Не согласившись с предписанием надзорного органа, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 354, Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении требования заявителя.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили и заявитель жалобы не оспаривал, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу частей 1, 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из двух установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В пункте 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23 (1) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В части 1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ определено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены определены Правилами N 1075.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 1075 решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
В статье 31 Закона N 416-ФЗ указано, что к регулируемым видам деятельности относятся холодное водоснабжение, горячее водоснабжение. Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); тариф на транспортировку горячей воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
Порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регламентирован Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 406).
В соответствии с пунктом 33 Правил N 406 решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 02.10.2018 N 35/8-кс-2018 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для Учреждения утвержден тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) для центральных тепловых пунктов N 500а и 85а, расположенных на территории военных городков N 29 и 51 (Октябрьский проспект, дом 119). Данные тарифы действуют с 02.10.2018 по 31.12.2021.
Из материалов дела следует и суды установили, что Учреждение направило собственникам (нанимателям) помещений в МКД N 93, в том числе по квартире 12, платежные документы за февраль 2019 года, содержащие данные о перерасчете платы за горячее водоснабжение за период с 01.01.2018 по 31.01.2019. Как поясняет Учреждение, в рассматриваемом случае плата им определена за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на основании формулы 23 приложения 2 Правил N 354, а также решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 02.10.2018.
Вместе с тем указанные действия Учреждения не основаны на положениях действующего законодательства, не соответствуют требованиям Закона N 190-ФЗ, Закона N 416-ФЗ, Правил N 354, 1075 и 406. Иной подход противоречит нормам тарифного регулирования. Такие действия заявителя не могут быть признаны правомерными. Учреждение не представило доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность примененного в спорный период тарифа.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи Обществу оспоренного предписания, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Учреждение освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 по делу N А28-13167/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 15 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
А.А. Толмачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует и суды установили, что Учреждение направило собственникам (нанимателям) помещений в МКД N 93, в том числе по квартире 12, платежные документы за февраль 2019 года, содержащие данные о перерасчете платы за горячее водоснабжение за период с 01.01.2018 по 31.01.2019. Как поясняет Учреждение, в рассматриваемом случае плата им определена за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на основании формулы 23 приложения 2 Правил N 354, а также решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 02.10.2018.
Вместе с тем указанные действия Учреждения не основаны на положениях действующего законодательства, не соответствуют требованиям Закона N 190-ФЗ, Закона N 416-ФЗ, Правил N 354, 1075 и 406. Иной подход противоречит нормам тарифного регулирования. Такие действия заявителя не могут быть признаны правомерными. Учреждение не представило доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность примененного в спорный период тарифа."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июля 2020 г. N Ф01-11446/20 по делу N А28-13167/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11446/20
24.03.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-255/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-13167/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-13167/19
09.10.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-13167/19