г. Нижний Новгород |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А43-36420/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Голубевой О.Н.,
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - товарищества собственников жилья "Лилия" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.12.2019, принятое судьей Боровиковым С.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, принятое судьей Долговой Ж.А, по делу N А43-36420/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску товарищества собственников жилья "Лилия" (ИНН: 5261122281, ОГРН: 1195275011612)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Первоцветная" (ИНН: 5263119573, ОГРН: 1155263008108)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами
и установил:
товарищество собственников жилья "Лилия" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Первоцветная" (далее - Общество) о взыскании:
56 497 рублей 89 копеек неосновательного обогащения в виде удержанных ответчиком неизрасходованных денежных средств на текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома N 8 по улице Первоцветной города Нижнего Новгорода за период управления домом с 20.06.2016 по 31.03.2019,
2102 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 20.07.2019 по 24.11.2019,
15 000 рублей судебных издержек.
Исковые требования основаны на статьях 209, 291, 395, 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39, 154, 158, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Иск мотивирован тем, что ответчик при изменении управляющей компании на Товарищество не перечислил истцу неизрасходованные денежные средства на текущий ремонт общего имущества спорного дома.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 12.12.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, удовлетворил исковые требования частично, взыскав с Общества в пользу Товарищества 714 рублей 10 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 183 рубля судебных издержек; в удовлетворении остальной части исковых требований отказал. Суды пришли к выводу о том, что расчет суммы неизрасходованных средств произведен истцом неверно.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. По мнению заявителя, суды двух инстанций пришли к ошибочному выводу о целевом характере расходования спорных денежных средств. Позиция истца сведена к тому, что в расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома расходы на текущий ремонт не входят; решение о проведении текущего ремонта собственники помещений не принимали. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Товарищество ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы по общим правилам искового производства. Суд округа оставил без рассмотрения данное ходатайство ввиду того, что возможность перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в суде кассационной инстанции Арбитражным процессуальным законом не предусмотрена.
Общество отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило.
Настоящая жалоба рассмотрена на основании статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, общество с ограниченной ответственностью "ДК Сормово 15.2" (позднее переименовано в Общество) на основании договора управления многоквартирным домом от 20.06.2016 N 7П/15.2 оказывало услуги по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нижний Новгород, улица Первоцветная, дом 8.
Решением от 17.02.2019 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома данный договор был расторгнут с 01.04.2019 и выбран новый способ управления - управление товариществом собственников жилья. В качестве таковой избрано Товарищество.
По расчету истца за период управления домом Общество произвело начисления платы по статье текущий ремонт на сумму 180 794 рублей 08 копеек, а израсходовало (и в том числе добровольно возвратило) оно только 124 296 рублей 19 копеек. Остаток неизрасходованных средств, по его утверждению, составил 56 497 рублей 89 копеек.
В претензии от 09.07.2019 Товарищество потребовало возвратить указанную сумму, однако данное требование не было удовлетворено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в частности, управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Следовательно, при выборе способа управления домом посредством управляющей организации собственники помещений многоквартирного дома обязаны вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома избранной управляющей организации.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2).
Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (часть 10).
Из приведенных правовых норм следует, что средства, получаемые управляющей компанией от собственников помещений в многоквартирном доме в качестве обязательных платежей на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, носят целевой характер и не поступают в собственность управляющей организации; последняя распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников конкретного дома в соответствии с целевым назначением. При прекращении полномочий управляющей организации на управление домом прекращаются и основания для удержания этих средств.
При этом неосновательно удерживаемыми прежней управляющей компанией денежные средства, которые перечислены собственниками в качестве платы за ремонт многоквартирного дома, могут считаться в случае расторжения договора на управления многоквартирным домом, заключенного с такой организацией либо в случае изменения способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 161 и части 8 и 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации), ибо эти денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией строго по целевому назначению, исключительно на ремонтные работы и только по решению общего собрания собственников (пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации также не исключают возможности истребовать в качестве неосновательного обогащения полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено и обязанность его предоставить отпала. При ином подходе на стороне ответчика имела бы место необоснованная выгода. Такой правовой подход предусмотрен в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении".
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявленные ко взысканию денежные средства направлены ответчиком на текущий ремонт дома, что подтверждено представленными доказательствами. Таким образом, суды заключили, что взысканию с последнего подлежат лишь 714 рублей 10 копеек - проценты за просрочку возврата денежных средств (124 296 рублей 19 копеек).
Суд округа отклонил доводы заявителя о неправомерности и нецелевом характере понесенных ответчиком затрат, как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании материального права.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Порядок оказания (выполнения) этих услуг и работ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень и Порядок N 290).
Так, в Перечень N 290 входят:
работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, в том числе, по контролю состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы) (пункт 9);
работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 13);
работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, в том числе, промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений (пункт 19);
работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме, в том числе, контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации (пункт 20);
работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты (пункт 27).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Порядка N 290 перечень услуг и работ из числа включенных в названный Перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом (в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией).
В состав общего имущества включаются, в том числе:
ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подпункты "г" и "д" пункта 2 Правил N 491).
Перечень работ, которые относятся к текущему ремонту жилых домов, определен в приложении N 7 к Правилам N 179 и включает:
смену и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений (пункт 5);
установку, замену и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях (пункт 12);
замену и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств (пункт 16).
Отнесение спорных работ к текущему ремонту следует и из ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденного приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Государственном строительном комитете СССР от 23.11.1988 N 312 (приложение N 7).
Таким образом, спорные работы относятся к работам по текущему ремонту многоквартирного жилого дома, подлежащим выполнению управляющей организацией в рамках договора на управление многоквартирным жилым домом независимо от обращения собственников помещений по этим вопросам и от того, что по этому вопросу не принималось решения общим собранием собственников дома, поскольку данные работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Фактически данные работы согласованы общим собранием собственников помещений при выборе управляющей организации.
Иной подход приводил бы к тому, что в отсутствие решений общего собрания управляющие компании были бы лишены возможности осуществлять свои обязанности по управлению многоквартирным домом.
На основании изложенного суды двух инстанций верно заключили, что с учетом доказанности факта выполнения данных работ понесенные затраты на их проведение не подлежат взысканию в пользу Товарищества как неосновательное обогащение. Спорные денежные средства были израсходованы правомерно, в связи с непосредственными обязанностями Общества по управлению многоквартирным домом и по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Основаниями для пересмотра судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита прав, свобод и законных интересов в сфере экономической деятельности (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Окружной суд подобных оснований в настоящем деле не усмотрел.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 288.2, 289 и 291.1 (частью 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.12.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А43-36420/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лилия" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Порядок оказания (выполнения) этих услуг и работ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень и Порядок N 290).
...
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (подпункты "г" и "д" пункта 2 Правил N 491)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июля 2020 г. N Ф01-11610/20 по делу N А43-36420/2019