г. Нижний Новгород |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А43-53411/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии индивидуального предпринимателя Крюковой Натальи Юрьевны (лично)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крюковой Натальи Юрьевны на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.02.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу N А43-53411/2019
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Дзержинску
о привлечении индивидуального предпринимателя Крюковой Натальи Юрьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
и установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Дзержинску (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Крюковой Натальи Юрьевны (далее - ИП Крюкова Н.Ю., Предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее (далее - КоАП РФ).
Решением от 03.02.2020 Арбитражный суд Нижегородской области привлек Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Постановлением апелляционного суда от 20.03.2020 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), заявитель считает, что вывод судов о том, что услуги, оказываемые Предпринимателем, являются медицинскими услугами, подлежащими лицензированию, не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны им в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения на основании поступившего из прокуратуры города Дзержинска обращения директора Косметологической лазерной ассоциации "КЛАСС" проверочных мероприятий 02.12.2019 сотрудники Управления выявили факт оказания индивидуальным ИП Крюковой Н. Ю. в студии Laser Love по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, проспект Циолковского, дом 15/2, офис 221, услуг по лазерной эпиляции с использованием лазерного оборудования 2DF Laser Hibrid, модель SL-01, в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Результаты проверочного мероприятия зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.12.2019, составленном в присутствии Предпринимателя с применением средств фото и видеофиксации.
Усмотрев в деянии Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган 06.12.2019 составил протокол об административном правонарушении 52 БЖ N 700407 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.4, 2.9, 4.1, частью 2 статьи 14.1, статьей 23.1 КоАП РФ, положениями Федеральных законов N 99-ФЗ и N 323-ФЗ, Положением N 291, Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее - Приказ N 804н), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и назначил наказание в виде 4 000 рублей штрафа.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что за осуществление предпринимательской деятельности без специального (разрешения) лицензии, если такое разрешение (такая лицензия обязательно (обязательна) предусмотрена административная ответственность.
В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с положениями Федерального закона N 323-ФЗ под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2), а медицинское вмешательство представляет собой выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2).
В статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
На основании пункта 3 Положения N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Приложение содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включены работы (услуги) по косметологии.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "косметология" утвержден приказом N 381н, согласно которому медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц). Оказание медицинской помощи по профилю "косметология" включает диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний (пункты 2, 3 названного Порядка).
В соответствии с Приказом N 804н в перечень номенклатуры медицинских услуг (класс "А"), представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, входит такая услуга как проведение эпиляции (код А 14.01.013) без подразделения по методам.
На основании раздела "А" Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвитием Российской Федерации 12.07.2004, к простым медицинским услугам относится лечение с помощью лучевого (звукового, светового, ультрафиолетового, лазерного) воздействия. Проведении эпиляции (код ПМУ 14.01.015) относится к манипуляциям сестринского ухода, являющимися простыми медицинскими услугами.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, код 96.02.2 "предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты" включает предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты услуги СПА-ухода за телом, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.
В силу ГОСТ Р 55317-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1597-СТ, под эпиляцией понимается удаление волос на коже лица и тела посредством разрушения волосяных луковиц (пункт 2.6.5).
В примечании к пункту 2.6.5 названного ГОСТа определено, что в зависимости от используемого метода или препаратов различаются биоэпиляция (эпиляция горячим или холодным воском, а также медом), электроэпиляция, фотоэпиляция, лазерная эпиляция.
Суды правильно указали, отнесение эпиляции к СПА-услугам не исключает их одновременное отнесение к простым медицинским услугам.
В организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками.
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Суды установили, что Предприниматель в студии Laser Love по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, проспект Циолковского, дом 15/2, офис 221, оказывал услуги по лазерной эпиляции с использованием лазерного оборудования DF Laser Hibrid модель SL-01.
Названное обстоятельство подтверждено протоколом осмотра принадлежащего юридическому лицу помещения от 02.12.2019, протоколом осмотра сайта организации от 06.12.2019, фотоматериалами, показаниями клиента от 02.12.2019 и по существу Предпринимателем не оспаривается.
В соответствии с указанным в сертификате соответствия оборудования DF Laser Hibrid кодом ОК 26.11.22.130 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) данный аппарат является диодным лазерным (полупроводниковые лазеры).
Согласно руководству пользования названного лазерного оборудования к применению оборудования "DF Laser Hibrid имеется ряд противопоказаний, наличие которых у человека может быть определено только врачом, а именно: гиперчувствительность к свету или препаратам, использование препаратов, чувствительных к свету; нетипичные родимые пятна или злокачественные патологические изменения в области работы; использование кардиостимулятора; герпес или травма; серьезный диабет, высокое кровяное давление и эпилепсия.
Соответствующая информация изложена и в письме Росздравнадзора от 09.11.2018 N 02и-2651/18.
Из руководства по эксплуатации спорного оборудования следует, что технология SHR, применяемая в оборудовании DF Laser Hibrid, в отличие от традиционной технологии, использует меланин частично, что влияет на стволовые клетки, которые производят новые клетки. В сочетании с технологией InMotion она мягко согревает кожу, позволяя проникать глубоко в фолликулы.
Тем самым использование данного лазерного оборудования оказывает воздействия на организм человека.
Суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае оказываемая Предпринимателем услуга по эпиляции с использованием прибора DF Laser Hibrid не подпадает под косметические услуги парикмахерских и салонов красоты, оказывающих услугу СПА-ухода за телом, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов, а является медицинской услугой, для оказания которой необходимо получение лицензии.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что в данном случае ИП Крюкова Н.Ю. осуществляла медицинскую деятельность, которая требовала оформления лицензии, что свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Предприниматель предпринял все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях ИП Крюковой Н.Ю. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суды правомерно привлекли Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что эпиляция, как СПА-услуга, не относится к медицинской услуге, поскольку преследует только косметические цели, отклоняется судом кассационной инстанции.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2019 N АКПИ19-639 отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующей Номенклатуры N 804н. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что отнесение услуги по проведению эпиляции (код услуги - А14.01.013) к медицинским и включение ее в Номенклатуру медицинских услуг направлено на обеспечение таких основных принципов охраны здоровья, как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ее доступность и качество медицинской помощи (пункты 2 и 6 статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ). Исключение указанной услуги из Номенклатуры медицинских услуг приведет к нарушению права граждан на охрану здоровья (статья 18 Федерального закона N 323-ФЗ), которое обеспечивается, в том числе оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Какие-либо нормативные правовые акты, имеющие более высокую юридическую силу и содержащие иную номенклатуру медицинских услуг, отсутствуют.
Ссылка ИП Крюковой Н.Ю. на противоречие выводов судов судебной практике иных судов не могут быть приняты, поскольку при рассмотрении настоящего спора суды правомерно учли фактические обстоятельства, установленные по данному конкретному делу, а выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 10.10.2019 N АКПИ19-639, а также в определениях от 16.04.2020 N 304-ЭС20-4099 и N 309-ЭС20-4129.
Переоценка доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу N А43-53411/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крюковой Натальи Юрьевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, свидетельствующие о том, что Предприниматель предпринял все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях ИП Крюковой Н.Ю. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суды правомерно привлекли Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
Ссылка ИП Крюковой Н.Ю. на противоречие выводов судов судебной практике иных судов не могут быть приняты, поскольку при рассмотрении настоящего спора суды правомерно учли фактические обстоятельства, установленные по данному конкретному делу, а выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 10.10.2019 N АКПИ19-639, а также в определениях от 16.04.2020 N 304-ЭС20-4099 и N 309-ЭС20-4129."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2020 г. N Ф01-11840/20 по делу N А43-53411/2019