Нижний Новгород |
|
04 августа 2020 г. |
Дело N А11-5116/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Костиной С.Н. (доверенность от 23.03.2020 N 01-17/40),
от заинтересованного лица: Долинской Н.С. (доверенность от 14.07.2020 N ДАС -157-05-09),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.12.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020
по делу N А11-5116/2019
по заявлению администрации города Владимира
о признании незаконным разрешения Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройкомплекс", общество с ограниченной ответственностью "Предприятие Альтерна",
и установил:
администрация города Владимира (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным разрешения на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпуса 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом (далее - Разрешение), выданное Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области (далее - Департамент).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" (далее - ООО "СЗ "Стройкомплекс"), общество с ограниченной ответственностью "Предприятие Альтерна" (далее - ООО "Предприятие Альтерна").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 30.12.2019 заявленное требование удовлетворено. Разрешение Департамента признано недействительным.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 решение оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель полагает, что положения СП 118.13330.2012 по расчету общей площади здания, не могут применяться к подземному паркингу (автостоянке). Подземный паркинг предусмотренный проектной документацией не относится к помещениям общего пользования, общественного назначения. Считает, что суды не вправе подменять деятельность проводивших экспертизу по проверке документов и обстоятельств и вмешиваться в их компетенцию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы, приведенные в жалобе, посчитав судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзыв на жалобу не представили.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Владимирской области от 04.07.2018 N 61-ОЗ "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области и исполнительными органами государственной власти Владимирской области" (далее - Закон N 61-ОЗ) с 01.01.2018 Департамент был наделен полномочиями органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир в области градостроительной деятельности, в том числе уполномочен на выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства.
ООО "СЗ "Стройкомплекс" является собственником земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413, расположенного по адресу: Владимирская область, (городской округ), город Владимир, улица Комиссарова, дом 15, площадью 12 326 квадратных метров, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись 13.09.2018 и 33:22:032121:7, расположенный: Владимирская область, город Владимир, улица Комиссарова, дом 11а, площадью 1987 квадратных метров, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом количеством этажей 9-17, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись 18.04.2018.
Департамент 23.10.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413 утвердил градостроительный план земельного участка N RU33301-0000314.
ООО "СЗ "Стройкомплекс" 28.11.2018 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче Разрешения.
Департамент, проверил представленные документы на соответствие требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и выдал ООО "СЗ "Стройкомплекс" Разрешение.
ООО "СЗ "Стройкомплекс" и ООО "Предприятие Альтерна" 21.12.2018 заключили договор аренды земельного участка N 10, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 33:22:032121:3413 и 33:22:032121:7 переданы в аренду ООО "Предприятие Альтерна" сроком на 11 месяцев.
В связи с передачей права на земельные участки с кадастровыми номерами 33:22:032121:3413 и 33:22:032121:7 Департамент 26.12.2018 в Разрешение внес изменения, название застройщика ООО "Специализированный застройщик "Стройкомплекс" заменено на застройщика ООО "Предприятие Альтерна".
Законом Владимирской области от 06.12.2018 N 129-ОЗ прекращено осуществление исполнительными органами государственной власти Владимирской области полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир Владимирской области в области градостроительной деятельности.
Администрация, полагая, что Департамент выдал Разрешение при отсутствии проекта планировки, в нарушении градостроительного законодательства и законных интересов, обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением.
Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации статьями 38, 41, 48, 49 и 51 ГрК РФ, Законом N 61-ОЗ, Сводом правил, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии проектной документации объекта "Многоквартирный жилой дом (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом" требованиям градостроительного регламента в части определения площади встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений относительно площади жилого дома, а также процента застройки относительно всей площади земельного участка влечет нарушение прав и охраняемых законом общественно значимых интересов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
В части 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешение орган. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в этой части статьи.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Суды установили, что градостроительный план земельного участка N RU33301-0000314 (далее - ГПЗУ), утвержденный Департаментом 23.10.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413, разработан в соответствии с требованиями Градостроительного регламента, установленного Правилами землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир, утвержденными решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183, для территориальной зоны Ж-4 "Зона застройки многоэтажными жилыми домами", которая предназначена преимущественно для размещения многоквартирных жилых домов высотой от 9 до 17 этажей и объектов обслуживания жилой застройки.
Градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-4 установлены виды разрешенного использования земельных участков, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 38 ГрК РФ.
Вид разрешенного использования "Многоквартирные жилые дома секционного, галерейного, коридорного типа, в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями" является основным видом разрешенного использования для территориальной зоны Ж-4 с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - параметры разрешенного строительства):
1. Минимальный размер земельного участка - 4000 квадратных метров; максимальный размер земельного участка не подлежит установлению.
2. Минимальный отступ от границ земельных участков - 3 метра. Минимальный отступ от красной линии улицы - 5 метров. В кварталах с существующей застройкой минимальный отступ от границ земельных участков допускается принимать по сложившимся зданиям с учетом требований санитарных норм и правил, технических регламентов, сводов правил, нормативов градостроительного проектирования.
3. Предельное количество этажей - 18. Предельная этажность - 17.
4. Предельная высота зданий, строений и сооружений - 60 метров.
5. Максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40 процентов.
6. Иные параметры в соответствии с требованиями технических регламентов, сводов правил, нормативов градостроительного проектирования.
7. Размещаются на основании утвержденной документации по планировке территории.
8. Общая площадь встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений может составлять не более 15 процентов площади жилого дома.
Администрация, оспаривая законность Разрешения, указала, что разрешение на строительство выдано с нарушением градостроительного законодательства, а именно, Департаментом не проведена проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Проектная документация объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом", представленная ООО "СК "Стройкомплекс" для получения разрешения на строительство, содержит следующие параметры земельного участка и объекта капитального строительства:
1. площадь земельного участка - 12 326 квадратных метров;
2. минимальный отступ от границы земельного участка - 3 метра;
3. количество этажей - 18, высота здания - 58,95 метров;
4. процент застройки земельного участка - 21 процент.
Параметры, приведенные в проектной документации, соответствуют требованиям градостроительного регламента, установленного на дату выдачи градостроительного плана земельного участка N RU 33301- 0000314.
Суды установили, что согласно технико-экономическим показателям, указанным в разрешении на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018, общая площадь объекта капитального строительства: корпус 1 - 10441,94 квадратных метров; корпус 2 - 13632,6 квадратных метров; корпус 3 - 10988,99 квадратных метров; (всего по трем корпусам - 35 063,53 квадратных метров). Площадь застройки: корпус 1 - 769,5 квадратных метров; корпус 2 - 848,8 квадратных метров; корпус 3 - 1053,67 квадратных метров; (всего по трем корпусам - 2 671,97 квадратных метров). Общая площадь квартир: корпус 1 - 8318,63 квадратных метров; этажность 15; корпус 2 - 9541,8 квадратных метров; этажность 17; корпус 3 - 8013,92 квадратных метров; этажность 15, (всего по трем корпусам - 25 874,35 квадратных метров). Общая площадь офисов - 752,59 квадратных метров. Общая площадь детского сада - 896,48 квадратных метров. Общая площадь подземного паркинга - 6 380,34 квадратных метров.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в статье 38 ГрК РФ, к числу которых отнесен максимальный процент застройки в границах земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 38 ГрК РФ максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяется как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Согласно Правилам подсчета общей полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания, установленным в "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержден приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольновыступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки. В площадь застройки включается также подземная часть, выходящая за абрис проекции здания (пункт Г.7* Приложения Г7*).
Таким образом, показатель площади застройки земельного участка для здания с паркингом не определяется отдельно для надземной части (жилого дома) и подземной части (паркинга), для такого здания площадь застройки определяется по максимальной проекции.
С учетом изложенного, площадь подземного паркинга должна учитываться при расчете процента застройки земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413.
Вместе с тем, согласно проектной документации, расчет площади застройки земельного участка осуществлен в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413, площадью 12 326 квадратных метров, без учета площади подземного паркинга (6 380,34 квадратных метров).
При расчете площади застройки земельного участка с кадастровым номером 33:22:032121:3413 с учетом площади подземной части объекта, процент площади застройки превышает 60 процентов.
Согласно пункту 4.1 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" здание (многоквартирный дом), утвержден приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр, может включать в себя встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения общего пользования, общественного назначения и стоянки автомобилей, размещение, технологии производства и режим работы которых соответствуют требованиям безопасности проживания жильцов при эксплуатации многоквартирного здания и прилегающих территорий в застройке.
Таким образом, данный документ разграничивает встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения общего пользования, общественного назначения и стоянки автомобилей.
Из пункта 4.2.4 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" здание (многоквартирный дом) следует, что при проектировании зданий с помещениями общественного назначения следует руководствоваться СП 118.13330.
В пункте Г.1.1 Приложения Г* "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" общая площадь здания определяется как сумма площадей всех этажей (включая технический, мансардный, цокольный и подвальный). В общую площадь здания включаются площади: антресолей; 17 галерей и балконов зрительных и других залов; веранд; наружных застекленных лоджий и галерей, а также переходов в другие здания. Площади любых помещений (в том числе технические) независимо от высоты поверхности над ними включаются в общую площадь.
Следовательно, подземный паркинг, предусмотренный проектной документацией, должен включаться в общую площадь здания и учитываться при расчете общей площади нежилых помещений.
Согласно технико-экономических показателям, указанным в разрешении на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018, общая площадь нежилых помещений (офисов, детского сада, подземного паркинга) составляет 8 029,41 квадратных метров.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 2.2 градостроительного плана общая площадь встроенных, пристроенных и встроено-пристроенных помещений "Многоквартирных жилых домов" может составлять не более 15 процентов от площади жилого дома, то есть не более 5 259,52 квадратных метров от общей площади объекта заявленной по разрешению на строительство (35 063,53 квадратных метров).
При расчете общей площади встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений относительно площади жилого дома с учетом площади подземного паркинга, площадь нежилых помещений превышает допустимую площадь более чем на 50 процентов от предельной величины.
Соответственно, нарушение норм в отношении площади и плотности застройки является несоответствием (нарушением) требований к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, что является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, однако они не были учтены (установлены) при проверке соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии проектной документации объекта "Многоквартирный жилой дом (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом" требованиям градостроительного регламента в части определения площади встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещений относительно площади жилого дома, а также процента застройки относительно всей площади земельного участка и об отсутствии у Департамента оснований для выдачи ООО "СК "Стройкомплекс" Разрешения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что разрешение на строительство от 29.11.2018 N 33-000-122-2018 многоквартирного жилого дома (корпус 1, 2, 3) с подземным паркингом, встроенными нежилыми помещениями и встроенно-пристроенным детским садом, выданное Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Департамент освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.12.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А11-5116/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Правилам подсчета общей полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания, установленным в "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержден приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания по цоколю, включая выступающие части (входные площадки и ступени, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). Площадь под зданием, расположенным на столбах, проезды под зданием, а также выступающие части здания, консольновыступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 м включаются в площадь застройки. В площадь застройки включается также подземная часть, выходящая за абрис проекции здания (пункт Г.7* Приложения Г7*).
...
Согласно пункту 4.1 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" здание (многоквартирный дом), утвержден приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр, может включать в себя встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные помещения общего пользования, общественного назначения и стоянки автомобилей, размещение, технологии производства и режим работы которых соответствуют требованиям безопасности проживания жильцов при эксплуатации многоквартирного здания и прилегающих территорий в застройке.
...
Из пункта 4.2.4 СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" здание (многоквартирный дом) следует, что при проектировании зданий с помещениями общественного назначения следует руководствоваться СП 118.13330."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 августа 2020 г. N Ф01-11953/20 по делу N А11-5116/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11953/20
18.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6494/19
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5116/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5116/19
25.07.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6494/19
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5116/19