г. Нижний Новгород |
|
17 августа 2020 г. |
Дело N А43-47855/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Александровой О.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А43-47855/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс НН" (ОГРН: 1155257003186, ИНН: 5257084971)
о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 06.11.2019 N 1/4674/3/947
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Автозаводского района города Нижнего Новгорода (далее - Комиссия) от 06.11.2019 N 1/4674/3/947 о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 28.01.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - КоАП НО), вывоз мусора из контейнера ТКО по указанному адресу осуществлен Обществом в полном объеме в соответствии с заключенным с ООО "Нижэкология-НН" договором, установленная периодичность вывоза мусора соблюдена; содержание контейнерной площадки не входит в обязанности Общества. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Комиссия в отзыве отклонила доводы Общества, сославшись на законность решения и постановления судов.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе ежедневного мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида территории Автозаводского района города Нижнего Новгорода 10.09.2019 в 09 часов 55 минут, 15.09.2019 в 13 часов 47 минут и 16.09.2019 в 10 часов 48 минут Управлением административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода установлено, что Общество не обеспечило вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с контейнерной площадки по адресу: улица Старых Производственников, 13, что является нарушением части 14 статьи 9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-3 "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон НО N 144-3), что зафиксировано в акте от 16.09.2019 и приложенной к нему фототаблице.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.2 КоАП НО, уполномоченное должностное лицо администрации города Нижнего Новгорода 29.10.2019 составило протокол об административном правонарушении N 1/4674/3/947.
Постановлением Комиссии от 06.11.2019 N 1/4674/3/947 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 КоАП НО в виде минимального штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1.6, частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), частью 1 статьи 3.2 КоАП НО, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Закона НО N 144-3, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в деянии Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Согласно указанной норме основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 21 статьи 3.2 КоАП НО предусмотрена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
Закон НО N 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
Статьей 9 Закона НО N 144-З установлены требования к состоянию контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн.
В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей. На объектах торговли и общественного питания вывоз мусора осуществляется при заполнении контейнеров более двух третей их объема. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период (часть 14 статьи 9 Закона НО N 144-ФЗ).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы из жилищ крупногабаритные отнесены к ТКО.
Из статьи 5 Закона НО N 144-3 следует, что субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
В Правилах обращения с ТКО определено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил (пункт 5 Правил обращения с ТКО).
В пункте 4 Правил обращения с ТКО установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суды установили, что на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО от 31.10.2018 Общество является лицом, ответственным за вывоз мусора в границах территории оказания услуг от источников образования ТКО - мест бесконтейнерного способа складирования ТКО и мест накопления ТКО (в том числе контейнерных площадок). Согласно приложению 4 к договору контейнерная площадка по адресу: город Нижний Новгород, улица Старых Производственников, 13, обслуживается Обществом.
Факт нарушения Обществом требований части 14 статьи 9 Закона НО N 144-З подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом обнаружения достаточных данных, указывающим на наличие события административного правонарушения от 16.09.2019 N 947, фотоматериалами к нему, протоколом об административном правонарушении от 29.10.2019 N 1/4674/3/947.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность исполнения требований законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него своевременные меры по предотвращению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, вместе с тем не приняло всех зависящих мер для предотвращения совершения указанного административного правонарушения и для своевременного его устранения.
Довод Общества о том, что оно не несет ответственности за состояние и содержание контейнерных площадок, а также за невывоз твердых коммунальных отходов, лежащих вне контейнеров на контейнерной площадке и прилегающей к ней территории, правомерно отклонен судами.
В силу пункта 2 Правил обращения с ТКО вывоз ТКО - транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО; контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять вывоз ТКО с контейнерных площадок, а не только из установленных на ней контейнеров.
Потребители услуги по вывозу ТКО региональным оператором оплачивают в полном объеме, однако региональный оператор по обращению с ТКО, которым является Общество, получая от потребителей денежные средства, оказывает коммунальную услугу ненадлежащего качества, а именно: не вывозит ТКО с места его накопления.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 КоАП НО.
Процессуальных нарушений, в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении суды не установили, нарушитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности, назначенный штраф снижен судом первой и инстанции до 50 000 рублей. Суды не нашли оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А43-47855/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СитиЛюкс НН" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Потребители услуги по вывозу ТКО региональным оператором оплачивают в полном объеме, однако региональный оператор по обращению с ТКО, которым является Общество, получая от потребителей денежные средства, оказывает коммунальную услугу ненадлежащего качества, а именно: не вывозит ТКО с места его накопления.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 КоАП НО.
Процессуальных нарушений, в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении суды не установили, нарушитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности, назначенный штраф снижен судом первой и инстанции до 50 000 рублей. Суды не нашли оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 августа 2020 г. N Ф01-11826/20 по делу N А43-47855/2019