г. Нижний Новгород |
|
18 августа 2020 г. |
Дело N А39-8051/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2020.
Полный текст постановления изготовлен 18.08.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителей от акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск": Асташкина А.В. (доверенность от 02.02.2018), Макаровой А.В. (доверенность от 01.10.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.01.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А39-8051/2019
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" (ОГРН: 1021300986640, ИНН: 1300020747)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (ОГРН: 1041316017170, ИНН: 1326192268)
о признании незаконным решения N КУВД-001/2018-8591912/5 от 07.06.2019 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества (сооружение), об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", администрация городского округа Саранск,
и установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Саранск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган) от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591912/5 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества (сооружение) - газопровод-ввод среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы TOYOTA до границ участка протяженностью 204 метра, расположенный по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Волгоградская, 2018 год строительства. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГАУ РМ "МФЦ") и администрация городского округа Саранск.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 09.01.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020, отказал заявителю в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество и Управление обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Ссылаясь на пункт 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", Закон Республики Мордовия от 10.03.2015 N 7-З (в редакции, действующий на момент строительства газопровода), АО "Газпром газораспределение Саранск" указывает, что предоставление земельного участка для газопровода не требуется, поскольку данное сооружение является линейным объектом, расположенным под землей, построенным в соответствии с проектной документацией и максимальным давлением до 0,2 Мпа. Кроме того, заявитель отмечает, что после регистрации права на сооружение в соответствии с действующим законодательством будет оформлена охранная зона на период его эксплуатации; газопровод является социально-значимым объектом. Возведенное сооружение не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, и отказ в регистрации по формальному основанию, с учетом невозможности выполнения предъявляемых требований, лишает заявителя возможности ввести спорный объект в гражданский оборот. Дополнительно Общество указало на нарушение регистрирующим органом при отказе в государственной регистрации частей 5, 6 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управление Росреестра не согласилось с мотивировочной частью решения суда первой инстанции и просит исключить выводы суда о том, что "орган регистрации не вправе утверждать, что заявителем не может быть исправлена ситуация в рамках первоначального обращения; что Общество представило технический план сооружения, который соответствовал всем требованиям закона". Регистрирующий орган просит указать на нарушение АО "Газпром газораспределение Саранск" процедуры (порядка) обращения с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, установленной Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Управление полагает, что со стороны судов нижестоящих инстанций имело место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального права.
В представленном письменном отзыве АО "Газпром газораспределение Саранск" просило оставить мотивировочные части решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив обоснованность кассационных жалоб, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, АО "Газпром газораспределение Саранск" 27.12.2018 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - газопровод-ввод среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы TOYOTA до границ участка, протяженностью 204 метра, расположенный по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Волгоградская, 2018 год строительства.
Уведомлением от 06.03.2019 N КУВД-001/2018-8591912/2 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию, предложив Обществу представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на сооружение с приложением документов, указанных в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению); документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута; технический план, подготовленный в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953.
Уведомлением от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591912/5 Управление Росреестра отказало Обществу в государственной регистрации права собственности и кадастровом учете объекта ввиду неустранения в течение срока приостановления осуществления государственной регистрации права причин, повлекших принятие решения о приостановлении.
Полагая, что решение регистрирующего органа является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предметом спора по настоящему делу является уведомление Управления Росреестра от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591912/5 об отказе в государственной регистрации права, согласно которому заявителю отказано в регистрации права на объект недвижимого имущества (сооружение) - газопровод-ввод среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы TOYOTA до границ участка, протяженностью 204 метра, расположенный по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Волгоградская, 2018 год строительства, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2017, регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются, в частности, по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ).
Форма заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество утверждена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 920.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы, согласно части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218 не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного федерального закона.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для их осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона N 218-ФЗ, согласно которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Исходя из статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в пункте 17 указанной статьи. К таковым, в частности, относится строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что построенный АО "Газпром газораспределение Саранск" в рамках Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, объект недвижимого имущества соответствует критериям объекта, на строительство и ввод в эксплуатацию которого, согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение не требуется.
Общество через ГАУ РМ "МФЦ" 27.12.2018 обратилось с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества (сооружение) - газопровод-ввод среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы TOYOTA до границ участка протяженностью 204 метра, по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Волгоградская, который был введен в эксплуатацию актом приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 02.02.2018, без одновременного государственного кадастрового учета N КУВД-001/2018-8591912.
Заявитель 14.01.2019 обратился с заявлением о приостановлении государственной регистрации с целью последующего предоставления в регистрирующий орган акта приемки законченного строительством объекта и технического плана сооружения.
Уведомлением от 16.01.2019 N КУВД-001/2018-8591912/1 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию.
Общество 21.02.2019 представило дополнительные документы: заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении сооружения, к которому приложило технический план сооружения от 08.02.2019.
Технический план сооружения подготовлен на основании проектной документации и акта технической приемки объекта в эксплуатацию. Дата подготовки представленного акта - 02.02.2017, при этом в акте содержались сведения о начале строительства сооружения - 17.01.2018 и окончании его строительства - 31.01.2018. Согласно сведениям технического плана год завершения строительства сооружения - 2018.
Уведомлением от 06.03.2019 N КУВД-001/2018-8591912/2 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию, предложив Обществу представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения с приложением документов, указанных в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ (не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению); документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения сооружения, без предоставления земельного участка или установления сервитута; технический план, подготовленный в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953.
Заявитель 19.03.2019 представил акт технической приемки объекта в эксплуатацию от 02.02.2018, а 14.05.2019 - технический план сооружения от 14.05.2019.
Кроме того, заявитель подал заявление о государственном кадастровом учете сооружения от 26.04.2019.
Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 07.06.2019 N КУВД-001/2018-8591912/5 Управление Росреестра отказало Обществу в государственной регистрации права собственности по причине неисполнения решения о приостановлении государственной регистрации и непредставления названных документов.
Суды установили, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения об указанном сооружении отсутствуют, и на основании части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ пришли к верному выводу о том, что государственная регистрация собственности на газопровод невозможна без осуществления кадастрового учета, обязанность по постановке на который лежит на заявителе.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения в порядке статьи 25 Закона N 218-ФЗ по результатам рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых документов должен принять одно из указанных в части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ решений по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2016 N 173.
Из материалов дела следует, что Управление решения о возврате документов Обществу не принимало.
Суды установили, что заявителем было подготовлено и представлено в регистрирующий орган новое заявление от 21.02.2019 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения, так как в заявлении от 27.12.2018 указано только одно действие - "государственная регистрация права собственности", без одновременного государственного кадастрового учета.
Со своей стороны Управление рекомендовало Обществу для устранения причин приостановления представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению.
Заявитель в целях устранения замечаний, сделанных Управлением Росреестра в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, представил в регистрирующий орган заявление о государственном кадастровом учете сооружения от 26.04.2019.
При этом, как верно указали суды, воля Общества на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав спорного сооружения четко и ясно выражена в обращении, представленном в регистрирующий орган от 21.02.2019.
Из системного толкования положений Закона N 218-ФЗ следует, что принятие решения об отказе в государственной регистрации права невозможно без прохождения процедуры приостановления регистрации (статья 27 Закона N 218-ФЗ), которая позволяет устранить выявленные препятствия к государственной регистрации права и постановке на государственный кадастровый учет.
В этой связи, регистрирующий орган не вправе утверждать, что заявителем не может быть исправлена ситуация в рамках первоначального обращения, а процедура приостановления регистрации носит формальный характер.
Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росреестра не доказало законность и обоснованность своей позиции в данной части.
В обоснование оспариваемого решения Управление Росреестра указало, что к заявлению N КУВД-001/2018-8591912 21.02.2019 представлен дополнительный документ - акт технической приемки объекта в эксплуатацию от 02.02.2017, содержащий сведения о газопроводе-вводе среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы TOYOTA по улице Волгоградская в городе Саранске.
Газоснабжение котельной и сушилки (технологическое обслуживание), протяженностью 204 метра.
К указанному заявлению 19.03.2019 повторно представлен дополнительный документ - акт технической приемки объекта в эксплуатацию уже от 02.02.2018, содержащий сведения о газопроводе-вводе среднего давления к технологическому центру по продаже и обслуживанию автомобилей фирмы "TOYOTA" по улице Волгоградская в городе Саранске.
Газоснабжение котельной и сушилки. (Технологическое обслуживание), протяженностью 204 метра.
Таким образом, в обращении Общества содержатся два акта технической приемки объекта в эксплуатацию. К указанному заявлению 14.05.2019 представлен дополнительно технический план сооружения от 14.05.2019.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном законом порядке.
Требования к техническому плану, в том числе документы, на основании которых он может быть подготовлен, установлены в статье 24 Закона N 218-ФЗ.
Форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Из пункта 20 Требований следует, что сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Суды установили, что в данном случае в целях устранения замечаний, сделанных Управлением Росреестра в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, заявитель представил в регистрирующий орган, в том числе технические планы от 15.03.2019, от 14.05.2019 на объект, акт приемки законченного строительством объекта от 02.02.2018, которые подготовлены в соответствии с пунктом 20 Требований и статьей 24 Закона N 218-ФЗ.
При данных обстоятельствах, с учетом пояснения представителей Общества о технической ошибке при изготовлении акта в указании даты, суды обоснованно пришли к выводу о том, что Общество исполнило требование регистрирующего органа и представило технический план на объект недвижимости, который соответствовал требованиям закона, в том числе, по форме и составу содержащихся в нем сведений.
Установленные обстоятельства позволили судам нижестоящих инстанций сделать вывод о незаконности оспоренного отказа по причине отсутствия надлежащим образом оформленного заявления о постановке сооружения на кадастровый учет и непредставления технического паспорта сооружения.
Доводы Управления Росреестра, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают незаконность занятой судами правовой позиции применительно к настоящему спору.
Отказывая Обществу в государственной регистрации сооружения, Управление также указало на отсутствие у Общества документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданного сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что газопровод имеет наземный выход, соединяющий его подземную и надземную часть, который расположен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 в соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в которых также входят газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
С целью реализации указанного постановления Правительство Республики Мордовия постановлением от 22.06.2015 N 380 утвердило Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которым определено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа государственной власти Республики Мордовия или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что заявитель не обращался в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения спорного сооружения, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что у уполномоченного органа имелись законные основания для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, то он принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителей жалоб с выводами судебных инстанций, иное толкование ими норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Общества подлежат отнесению на заявителя.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы Управления Росреестра судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.01.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А39-8051/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что в данном случае в целях устранения замечаний, сделанных Управлением Росреестра в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, заявитель представил в регистрирующий орган, в том числе технические планы от 15.03.2019, от 14.05.2019 на объект, акт приемки законченного строительством объекта от 02.02.2018, которые подготовлены в соответствии с пунктом 20 Требований и статьей 24 Закона N 218-ФЗ.
...
Отказывая Обществу в государственной регистрации сооружения, Управление также указало на отсутствие у Общества документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданного сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 в соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в которых также входят газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2020 г. N Ф01-12060/20 по делу N А39-8051/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12060/20
20.05.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1330/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-8051/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-8051/19