г. Нижний Новгород |
|
19 августа 2020 г. |
Дело N А17-8547/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
при участии представителей от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново": Волковой О.А. по доверенности от 31.12.2019 N 112, от акционерного общества "Объединенные электрические сети": Волковой Е.А. по доверенности от 12.12.2019 N 115
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью
Газпром межрегионгаз Иваново
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу
А17-8547/2019 Арбитражного суда Ивановской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново" (ИНН: 3702232505, ОГРН: 1023700534274)
к акционерному обществу "Объединенные электрические сети" (ИНН: 3711028305, ОГРН: 1113711000039)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Газпром межрегионгаз Иваново
(далее
Газпром) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к акционерному обществу
Объединенные электрические сети
(далее - Общество) о взыскании 1266 рублей 02 копеек задолженности по оплате поставленного в октябре и ноябре 2017 года, в марте, апреле, мае, октябре и ноябре 2018 года природный газ по договору поставки газа от 01.11.2012
13-5-7094 ИВ.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 03.02.2020 удовлетворил иск. Суд первой инстанции, руководствуясь, в том числе пунктом 11 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 162 (далее
Правила
162), указал, что протокол урегулирования разногласий от 14.03.2018
2 к дополнительному соглашению от 10.07.2017
Ц-17 к договору поставщиком не подписан; Общество отбор газа не прекратило, что свидетельствует о его согласии на заключение договора поставки газа на условиях, предложенных поставщиком, а цена, указанная в дополнительном соглашении от 29.06.2015
Ц-НП-15 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015, согласована сторонами на определенный срок
до даты изменения оптовой цены на газ соответствующим нормативным актом
.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 20.05.2020 отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. При принятии судебного акта суд апелляционной инстанции руководствовался частью 1 статьи 424, статьями 445, 540-452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 11 и 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 1021 (далее
Постановление
1021), и пришел к выводу о том, что по условиям договора изменение оптовой цены на газ определяется в отдельном дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью договора. Стороны не урегулировали изменение условий договора в части установления цены на газ в редакции дополнительного соглашения от 010.07.2017
Ц-17, поэтому в спорный период подлежала применению цена 4568 руб./1000 куб. м (без НДС) согласно дополнительному соглашению от 29.06.2015
Ц-НП-15 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Газпром обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 20.05.2020 и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции не применил подлежащие применению пункт 2 статьи 157, пункты 2 и 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 11 Правил 162. Согласованная сторонами цена на газ в размере 4568 рублей за 1000 кубических метров (без НДС) в дополнительном соглашении от 29.06.2015
Ц-НП-15 в редакции протокола разногласий от 23.09.2015 была установлена на определенный срок с
отменительным
условием
до даты изменения оптовой цены на газ. Соответствующий нормативный акт был принят приказом ФАС России от 13.06.2017
776/17. До окончания срока действия договора ответчику направлено сообщение об изменении договора в части установления цены на газ и протокол согласования разногласий от 14.02.2018. Ответчик в судебном порядке не заявил возражений относительно предложенного истцом изменения цены на газ. Действия ответчика по продолжению отбора газа более чем через 30 дней после получения от поставщика протокола разногласий по цене, должны расцениваться как его согласие на внесение предложенных изменений в договор поставки.
В заседании окружного суда представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в кассационной жалобе; представитель ответчика отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалованного судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, стороны заключили договор поставки газа от 01.11.2012 N 13-5-7094 ИВ (в редакции дополнительных соглашений), по условиям которого поставщик (истец) обязуется поставлять с 01.02.2013 по 31.12.2022 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно-регулируемой, а покупатель (ответчик) получать (отбирать) и оплачивать газ.
По договору поставки газа поставщиком поставляется газ покупателю сверх объемов, зафиксированных в договоре поставки газа от 01.10.2012 N 13-5-6324 ИВ, в соответствии с пунктом 15.1 Постановления N 1021.
Местами передачи газа являются границы сетей газораспределения газораспределительной организации с сетями (газопроводами) покупателя (пункт 2.3 договора).
В силу пункта 4.1 договора количество газа, поставляемого поставщиком покупателю, определяется по показаниям измерительного комплекса стороной, ведущей учет.
Согласно пункту 4.2 договора поставка газа по договору осуществляется с использованием технического соглашения, заключенного между поставщиком, покупателем и ГРО к договору поставки газа от 01.10.2012 N 13-5-6324 ИВ. До момента заключения нового технического соглашения отношения сторон регулируются техническим соглашением, заключенным на предыдущий период.
В пункте 5.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2015 N Ц-П-15 (в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015) определено, что цена на газ по договору (без НДС) на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из оптовой цены на газ, регулируемой платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки). Оптовая цена на газ на выходе ГРС составляет 4568 рублей за 1000 кубических метров (без НДС) и устанавливается сторонами для расчетов по договору до даты изменения оптовой цены на газ соответствующими нормативными актами.
Изменение оптовой цены на газ определяется сторонами в отдельном дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью договора.
Порядок расчетов стоимости планового объема и фактически потребленного природного газа стороны согласовали в пункте 5.5 договора.
Газпром в спорный период поставил Обществу газ, что подтверждается актами поданного-принятого газа и товарными накладными, подписанными с разногласиями.
Общество частично оплатило поставленный ресурс. Задолженность по расчету Газпрома составила 1266 рублей 02 копейки.
Сославшись на ненадлежащее исполнение Обществом денежных обязательств по оплате газа, поставленного в спорный период, Газпром обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт поставки истцом газа в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Разногласия у сторон возникли относительно применения в расчете стоимости потребленного ресурса цены на газ. Ответчик в расчете исходил из установленной в дополнительном соглашении от 29.06.2015 Ц-НП-15 (в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015) цены на газ
4568 рублей за 1000 кубических метров. Истец
использовал максимальную оптовую цену на газ
4747 рублей за 1000 кубических метров.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с Постановлением N 1021 цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям на территории Российской Федерации, подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 3 Постановления N 1021 цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Согласно пункту 11 Постановления N 1021 государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.
Органом, осуществляющим правовое регулирование и установление цен на газ, а также тарифов на услуги по транспортировке газа и платы за оказываемые поставщиками газа снабженческо-сбытовые услуги, является Федеральная служба по тарифам (далее ФСТ).
В силу пункта 15.1 Постановления N 1021 оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения).
Таким образом, законодатель определяет понятие оптовой цены на газ через договорные отношения. При этом к обязанностям ФСТ относится установление пределов максимального и минимального уровней цены на газ, с одной стороны, а стороны договора поставки газа устанавливают договорную цену на газ в этих пределах, с другой стороны.
Материалами дела подтверждается, что приказом ФАС России от 13.06.2017 776/17 с 01.07.2017 введены оптовые цены, в частности, для Ивановской области, в следующем диапазоне: от 4315 рублей за 1000 кубических метров (без НДС)
оптовая цена, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ, до 4747 рублей за 1000 кубических метров (без НДС)
оптовая цена, используемая в качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ.
Общество не согласилось с предлагаемой Газпромом ценой на газ и подписало дополнительное соглашение от 10.07.2017 N Ц-17 к договору с протоколом разногласий от 15.08.2017, согласно которому к расчетам необходимо применять предельный минимальный уровень оптовых цен на газ в размере 4315 рублей за 1000 кубических метров (без НДС). Протокол направлен Газпрому письмом от 24.08.2017 N 001/734 и получен последним 25.07.2017.
В дальнейшем стороны пытались урегулировать вопрос цены на газ, но протокол урегулирования разногласий от 14.03.2018 N 2 к дополнительному соглашению от 10.07.2017 N 1Д-17 к договору, направленный истцу в письме от 20.04.2018 N 001/270 и полученный 20.04.2018, остался без ответа.
Суд апелляционной инстанции проанализировал взаимоотношения сторон по поставке газа и пришел к выводу о том, что, поскольку стороны не заключили дополнительное соглашение от 10.07.2017 1Д-17 об изменении цены на газ, исходя из предельного максимального уровня оптовых цен на газ
4747 рублей за 1000 м3, в расчетах за спорный период должна применяться цена газа, согласованная в дополнительном соглашении от 29.06.2015
Ц-П-15 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015 (4568 рублей за 1000 кубических метров (без НДС)), которая не превышает предельный максимальный уровень оптовых цен на газ, установленных приказом ФАС России от 13.06.2017
776/17, и не выходит за пределы диапазона цен, установленного нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном применении норм права, а также противоречат имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, в том числе, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу А17-8547/2019 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью
Газпром межрегионгаз Иваново
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждается, что приказом ФАС России от 13.06.2017 776/17 с 01.07.2017 введены оптовые цены, в частности, для Ивановской области, в следующем диапазоне: от 4315 рублей за 1000 кубических метров (без НДС)
оптовая цена, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ, до 4747 рублей за 1000 кубических метров (без НДС)
оптовая цена, используемая в качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ.
...
Суд апелляционной инстанции проанализировал взаимоотношения сторон по поставке газа и пришел к выводу о том, что, поскольку стороны не заключили дополнительное соглашение от 10.07.2017 1Д-17 об изменении цены на газ, исходя из предельного максимального уровня оптовых цен на газ
4747 рублей за 1000 м3, в расчетах за спорный период должна применяться цена газа, согласованная в дополнительном соглашении от 29.06.2015
Ц-П-15 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015 (4568 рублей за 1000 кубических метров (без НДС)), которая не превышает предельный максимальный уровень оптовых цен на газ, установленных приказом ФАС России от 13.06.2017
776/17, и не выходит за пределы диапазона цен, установленного нормативным правовым актом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2020 г. N Ф01-12141/20 по делу N А17-8547/2019