г. Киров |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А17-8547/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Панина Н.В., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.02.2020 по делу N А17-8547/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново" (ОГРН 1023700534274; ИНН 3702232505)
к акционерному обществу "Объединенные электрические сети" (ОГРН 1113711000039; ИНН 3711028305)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Иваново", истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к акционерному обществу "Объединенные электрические сети" (далее - АО "ОЭС", ответчик, заявитель) о взыскании 1 266 рублей 02 копеек задолженности за поставленный природный газ по договору поставки газа N 13-5-7094 ИВ (далее - Договор) за период с октября по ноябрь 2017 года, март, апрель, май, октябрь и ноябрь 2018 года (далее - спорный период).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 03.02.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.02.2020 по делу N А17-8547/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя, выводы, изложенные в решении, являются необоснованными, неправомерными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, сделанными в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. При рассмотрении спорного вопроса о ценах на газ, подлежащих применению при расчетах сторон, суд необоснованно отклонил доводы ответчика о том, что в рассматриваемый период подлежала применению цена 4568 руб./1000 куб. м (без НДС) согласно дополнительному соглашению от 29.06.2015 N Ц-НП-15 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015. Суд пришел к необоснованному выводу, что данная цена согласована сторонами на определенный срок, а именно - до даты изменения оптовой цены на газ соответствующим нормативным актом, следовательно, поскольку Приказом ВАС России от 13.06.2017 N776/17 изменены оптовые цены на газ и с 1 июля 2017 года утверждены новые оптовые цены на газ, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, то срок действия цены на газ, согласованной сторонами Договора, истек, и данная цена не может применяться, так как наступило событие, до даты наступления которого сторонами была согласована цена. Заявитель считает, что вопрос цены на газ по Договору остался не урегулированным, поскольку протокол урегулирования разногласий N 2 от 14.03.2018 к дополнительному соглашению N 1Д-17 от 10.07.2017 к Договору, направленный в адрес истца письмом N 001/270 от 20.04.2018 и полученный истцом 20.04.2018, остался без ответа. Ввиду этого АО "ОЭС" принимало товарные накладные к Договору с разногласиями, принимая к расчету цену в соответствии с дополнительным соглашением NЦ-НП-15 от 29.06.2015 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015. Имеющаяся в решении ссылка на приобретение газа ООО "Газпром межрегионгаз Иваново" в целях его дальнейшей перепродажи потребителям по договору с ООО "Газпром межрегионгаз" по цене 4747 руб./ 1000 куб. м (без НДС) является необоснованной, поскольку АО "ОЭС" не является стороной договора между указанными лицами. Заявитель также отмечает, что фактически ответчик лишен возможности расторгнуть заключенный с истцом Договор и заключить аналогичный договор с иным поставщиком
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.03.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.03.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 21.04.2020 откладывалось до 19.05.2020
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 19.05.2020 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своих представителей.
От ответчика поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок.
Рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства, поскольку явка сторон в судебное заседание не была признана обязательной, позиция ответчика подробно изложена в апелляционной жалобе; от истца поступил отзыв на жалобу ответчика.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.11.2020 ООО "Газпром межрегионгаз Иваново" (поставщик) и АО "ОЭС" (покупатель) заключили Договор в редакции дополнительных соглашений, согласно пункту 2.1 которого поставщик обязуется поставлять с 01.02.2013 по 31.12.2022 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель получать (отбирать) и оплачивать газ. По указанному договору поставки газа поставщиком поставляется газ покупателю сверх объемов, зафиксированных в договоре поставки газа N 13-5-6324 ИВ от 01.10.2012, в соответствии с пунктом 15.1 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021.
Местами передачи газа являются границы сетей газораспределения газораспределительной организации с сетями (газопроводами) покупателя (пункт 2.3 Договора).
В силу пункта 4.1 Договора количество газа, поставляемого поставщиком покупателю, определяется по показаниям измерительного комплекса стороны ведущей учет.
Согласно пункту 4.2 Договора поставка газа по настоящему договору осуществляется с использованием Технического соглашения, заключенного между поставщиком, покупателем и ГРО к договору поставки газа N 13-5- 6324 ИВ от 01.10.2012. До момента заключения нового технического соглашения отношения сторон регулируются техническим соглашением, заключенным на предыдущий период.
Пунктом 5.1 Договора в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2015 N Ц-П-15 (в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015) определено, что цена на газ по договору (без НДС) на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из оптовой цены на газ, регулируемых платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки). Оптовая цена на газ на выходе ГРС составляет 4 568 руб. за 1000 м3 (без НДС) и устанавливается сторонами для расчетов по договору до даты изменения оптовой цены на газ соответствующими нормативными актами. Изменение оптовой цены на газ определяется сторонами в отдельном дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью договора. Тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям, специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, сверх цены на газ по договору к оплате предъявляется НДС по ставке, установленной законодательством Российской Федерации.
В пункте 5.5 Договора сторонами согласован порядок расчетов:
- 35 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;
- 50 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;
- фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Во исполнение условий Договора истец в спорный период поставил ответчику газ, что подтверждается актами поданного-принятого газа (л.д. 60-66) и товарными накладными, подписанными с разногласиями (л.д. 74-80).
Платежно-расчетные документы ответчиком оплачены частично, неоплаченная часть по расчету истца составляет 1 266 рублей 02 копейки.
Претензией от 08.08.2019 N 07-123383/09 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность (л.д. 81).
Ответчик письмом от 28.08.2019 N 001/738 указал на несогласие с примененной в расчете потребленного газа цены, указал, что принимает цену в соответствии с дополнительным соглашением от 29.06.2015 N Ц-НП-15.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162). Правила N 162 обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с Правилами (пункты 5, 30 Правил N 162).
Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа (пункт 12 Правил N 162).
По общему правилу поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику (пункт 13 Правил N 162).
В силу части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении.
Из статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что абонент обязан оплатить фактически поставленный объем газа в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В подтверждение факта поставки газа и его объема истцом в материалы дела представлен акт поданного - принятого газа, товарная накладная.
Предметом спора является вопрос правомерности применения истцом в расчетах с ответчиком по оплате газа, поставленного в спорный период, максимальной оптовой цены на газ в размере 4747 руб./1000 куб. м, установленной Приказом ФАС России от 13.06.2017 N 776/17.
Заявитель считает, что в рассматриваемый период подлежала применению цена 4568 руб./1000 куб. м (без НДС) согласно дополнительному соглашению от 29.06.2015 N Ц-НП-15 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 11 Правил N 162, указал, что протокол урегулирования разногласий от 14.03.2018 N 2 к дополнительному соглашению от 10.07.2017 N Ц-17 к Договору поставщиком оставлен без подписания; покупателем по истечении 30-дневного срока отбор газа не прекращен и осуществляется до настоящего времени, что свидетельствует о его согласии на заключение договора поставки газа на условиях поставщика, а цена, указанная в дополнительном соглашении от 29.06.2015 N Ц-НП-15 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015, согласована сторонами на определенный срок - "до даты изменения оптовой цены на газ соответствующим нормативным актом", в связи с чем удовлетворил исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Иваново".
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 162 поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (пункт 29 Правил N 162).
Действительно пунктом 5.1 Договора в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2015 N Ц-П-15 (в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015) определено, что оптовая цена на газ на выходе ГРС составляет 4 568 руб. за 1000 м3 (без НДС) и устанавливается сторонами для расчетов по договору до даты изменения оптовой цены на газ соответствующими нормативными актами.
Вместе с тем сторонами согласовано, что изменение оптовой цены на газ определяется сторонами в отдельном дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью договора.
Исходя из пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Истцом до окончания срока действия договора не было заявлено о его прекращении либо о заключении нового договора.
В силу положений статей 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации направление дополнительного соглашения к договору поставки газа является предложением о внесении изменений в договор, ввиду чего к отношениям сторон подлежат применению соответствующие правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют порядок изменения договора.
Поскольку истцом не была направлена оферта нового договора, к отношениям сторон не подлежат применению правила, регулирующие заключение договора, в том числе соответствующий порядок заключения договора (статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ссылка суда на специальные нормы, регулирующие порядок заключения договора поставки газа, а именно пункт 11 Правил N 162, так как в данном пункте идет речь о заключении договора поставки газа, а не о внесении в него изменений, в том числе касающихся вопросов цены договора поставки газа, является необоснованной.
В силу пункта 3 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Постановление N 1021) цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Согласно пункту 11 Постановления N 1021 государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.
В силу пункта 15.1 Постановления N 1021 оптовые цены на газ, добываемый публичным акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения).
Таким образом, законодатель определяет понятие оптовой цены на газ через договорные отношения. При этом к обязанностям ФСТ относится установление пределов максимального и минимального уровней цены на газ, с одной стороны, а стороны договора поставки газа устанавливают договорную цену на газ в этих пределах, с другой стороны.
Приказом ФАС России от 13.06.2017 N 776/17 с 01.07.2017 введены оптовые цены, в частности, для Ивановской области, в следующем диапазоне:
от 4315 руб. за 1000 м3 (без НДС) - оптовая цена, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ,
до 4747 руб. за 1000 м3 (без НДС) - оптовая цена, используемая в качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ.
18.07.2017 письмом от 13.07.2017 исх. N 07-12-2659/13 со стороны истца в адрес ответчика было направлено дополнительное соглашение N Ц-17 от 10.07.2017 к Договору об изменении цены на газ по Договору в сумме 4747 руб. за 1000 м3 (без) НДС с 01.07.2017 (л.д. 118).
Предлагаемая истцом в вышеуказанном дополнительном соглашении цена на газ соответствовала предельному максимальному уровню оптовых цен на газ 4747 руб. за 1000 м3 (без НДС) для Ивановской области, утвержденных с 01 июля 2017 года Приказом ФАС от 13.06.2017 г. N 776/17.
АО "ОЭС" не согласилось с предлагаемой истцом ценой на газ и подписало вышеуказанное дополнительное соглашение с протоколом разногласий от 15.08.2017 (л.д. 33, 119) с предельным минимальным уровнем оптовых цен на газ 4315 руб. за 1000 м3 (без НДС), указанный протокол был направлен в адрес ООО "Газпром межрегнонгаз Иваново" письмом от 24.08.2017 N 001/734 и получен последним 25.07.2017 (л.д. 120).
В дальнейшем истец и ответчик пытались урегулировать вопрос цены на газ, но протокол урегулирования разногласий N 2 от 14.03.2018 (л.д. 42) к дополнительному соглашению N 1Д-17 от 10.07.2017 к Договору, направленный в адрес истца письмом N 001/270 от 20.04.2018 (л.д. 121) и полученный истцом 20.04.2018, остался без ответа.
Таким образом, дополнительное соглашение N 1Д-17 от 10.07.2017 к Договору сторонами не заключено, вопрос цены на газ по Договору в редакции дополнительного соглашения N Ц-17 от 10.07.2017 остался не урегулированным сторонами.
Пунктом 5.1 Договора в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2015 N Ц-П-15 (в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015) определено, что оптовая цена на газ на выходе ГРС составляет 4 568 руб. за 1000 м3 (без НДС).
Из материалов дела следует, что цена, которая согласована в дополнительном соглашении от 29.06.2015 N Ц-П-15 (4 568 руб. за 1000 м3 (без НДС)), не превышает предельного максимального уровня оптовых цен на газ, установленных приказом ФАС России от 13.06.2017 N 776/17, находится в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с доводом заявителя, что в рассматриваемый период подлежала применению цена 4568 руб./1000 куб. м (без НДС) согласно дополнительному соглашению от 29.06.2015 N Ц-НП-15 в редакции протокола согласования разногласий от 23.09.2015, в связи с чем требования истца не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба АО "ОЭС" подлежат удовлетворению, а решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.02.2020 по делу N А17-8547/2019 - отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
Ввиду удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отказе в удовлетворении исковых требований, на истца подлежат отнесению расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенные электрические сети" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 03.02.2020 по делу N А17-8547/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново" (ОГРН 1023700534274; ИНН 3702232505) в пользу акционерного общества "Объединенные электрические сети" (ОГРН 1113711000039; ИНН 3711028305) 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Н.В. Панин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8547/2019
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Иваново"
Ответчик: ОАО "Объединенные электрические котельные"