Нижний Новгород |
|
21 августа 2020 г. |
Дело N А43-22435/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от администрации города Нижнего Новгорода: Рябининой А.В. (до и после перерыва;
доверенность от 27.12.2019 N 01-361/д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020
по делу N А43-22435/2019
по иску открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания
Ленинского района" (ИНН: 5258059047, ОГРН: 1055233099283)
к муниципальному образованию "Город Нижний Новгород"
в лице администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
о взыскании 215 628 рублей 26 копеек убытков
и установил:
открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее - ОАО "ДК Ленинского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному образованию "Город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о взыскании 204 399 рублей 16 копеек убытков и 11 229 рублей 10 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2015 по 29.05.2019.
Решением суда от 30.10.2019 иск удовлетворен частично: с Администрации в пользу Общества за счет казны муниципального образования взыскано 204 399 рублей 16 копеек убытков, 1432 рубля 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 6981 рубль расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворения требования Общества и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, возмещение разницы в тарифах не является обязанностью муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице Администрации, так как оно не наделено полномочиями по регулированию тарифов. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию субъектом Российской Федерации, который и должен возмещать соответствующие убытки. Муниципальное образование является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, ссылаясь на пункт 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Администрация считает неправомерным начисление Обществом процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму убытков.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Администрации, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 13.08.2020 (определение суда округа от 16.07.2020).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.08.2020 произведена замена судьи Шутиковой Т.В. на судью Новикова Ю.В. в порядке, установленном статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
В судебном заседании, проведенном 13.08.2020, объявлялся перерыв до 11 часов 15 минут 20.08.2020.
Представитель Администрации 20.08.2020 в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ОАО "ДК Ленинского района", осуществляющее деятельность, связанную с управлением общим имуществом собственников помещений, а также предоставлением коммунальных услуг в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинского района города Нижнего Новгорода, заключило с ресурсоснабжающими организациями - ООО "Автозаводская ТЭЦ", ОАО "Теплоэнерго", ОАО "Теплообменник" - договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.01.2012 N 2400/2/15, горячего водоснабжения от 01.012015 N 2400/10/1, договоры теплоснабжения от 25.12.2014 N 2400/2/40, от 01.11.2014 N 2400/2/55, от 01.11.2014 N 2400/2/45, купли-продажи тепловой энергии от 14.11.2017 N 9535, на отпуск тепловой энергии от 01.01.2010 N 30Т.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 19.04.2013 N 797-р постановлением Администрации от 01.07.2013 N 2396 на территории Нижегородской области с 01.07.2013 введены предельные индексы изменения (ограничения роста) платы граждан за коммунальные услуги.
Указом губернатора Нижегородской области от 25.12.2014 N 169 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2015 - 2018 годы.
Для исполнителей коммунальных услуг с целью возмещения недополученных доходов, возникших в связи с применением данных индексов и снижением платы граждан за коммунальные услуги, разработан "Порядок предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2014 года", утвержденный постановлением Администрации от 08.10.2014 N 4074.
С целью заключения соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, Общество обратилось в Департамент жилья и инженерной инфраструктуры Администрации с заявками на предоставление субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода за период с января 2018 года по декабрь 2018 года в части услуг ООО "Автозаводская ТЭЦ"; с февраля по июнь 2015 года и с апреля по сентябрь 2016 года в части услуг ОАО "Теплообменник"; с ноября по декабрь 2018 года в части услуг ОАО "Теплоэнерго".
Между тем, соглашение о предоставлении субсидии, подписанное Администрацией, в адрес истца не поступило.
В связи с тем, что истец при начислении потребителям платы руководствовался постановлениями Администрации, ограничивающими рост платы за коммунальные услуги, это привело к невозможности начисления размера платы по тарифу, установленному для ООО "Автозаводская ТЭЦ", ОАО "Теплоэнерго" и ОАО "Теплообменник". В результате у истца возникла межтарифная разница в части оказания услуг ООО "Автозаводская ТЭЦ" за период с января по декабрь 2018 года в сумме 117 730 рублей 99 копеек; в части оказания услуг ОАО "Теплообменник" за период с февраля по июнь 2015 года и с апреля по сентябрь 2016 года, а также в части оказания услуг ООО "Теплоэнерго" за период с ноября по декабрь 2018 года в сумме 86 668 рублей 17 копеек.
Общество 09.04.2019 направило ответчику претензию с требованием возместить указанные убытки.
Неисполнение ответчиком требования, изложенного в претензии, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 12, 15, 16, 395, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 4 - 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 3, 7, 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", Указом губернатора Нижегородской области от 20.06.2014 N 56 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Нижнем Новгороде за период с 01 июля 2014 года по 2018 год", постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.2014 N 4074 "О порядке предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 01 июля 2014 года", и учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", Арбитражный суд Нижегородской области счел требования Общества обоснованными и удовлетворил иск в обжалуемой части.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В статьях 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение (пункт 1).
Вместе с тем следует учитывать, что акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.
Публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы.
Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели (пункт 3 Постановления N 87).
Указом губернатора Нижегородской области от 20.06.2014 N 56 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области за период с 01.07.2014 по 2018 год; указом губернатора Нижегородской области от 25.12.2014 N 169 (с изменениями от 13.02.2015) утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2015 - 2018 годы.
Постановлением Администрации от 08.10.2014 N 4074 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2014 года (далее - Порядок), который не отменен по настоящее время.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка субсидия предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе из бюджета города Нижнего Новгорода, в том числе исполнителям коммунальных услуг в лице управляющих организаций.
В пункте 6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется на основании соглашения, которое заключается в течение пяти рабочих дней с даты поступления письменного обращения исполнителя коммунальных услуг в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода.
В качестве основания для отказа в предоставлении субсидии пунктом 8 Порядка предусмотрены лишь два случая: не предоставление документов, определенных пунктом 7 Порядка; наличие в представленных документах недостоверных сведений.
Таким образом, в рассматриваемом случае орган местного самоуправления, приняв на себя обязательства по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, уклонился от возмещения возникшей у Общества межтарифной разницы.
Расчет размера убытков проверен судами и признан правильным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование Общества и взыскали с Администрации за счет казны муниципального образования заявленную сумму убытков.
Материалами дела подтверждается, что суды также удовлетворили иск в части взыскания с Администрации 1432 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.04.2019 по 29.05.2019.
Между тем суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно пункту 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" обязанность причинителя вреда по уплате процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникает со дня вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворено требование потерпевшего о возмещении причиненных убытков, если иной момент не указан в законе, при просрочке их уплаты должником.
Таким образом, обязанность ответчика уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами возникает со дня вступления в законную силу решения суда об удовлетворении требования истца о возмещении убытков в случае невыплаты должником суммы убытков.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование Общества о взыскании с Администрации спорной суммы процентов за пользование чужими денежными средствами без учета приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного принятые судебные акты в указанной части подлежат отмене. Суд округа счел возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Общества о взыскании с Администрации 1432 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалованных судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А43-22435/2019 в части удовлетворения требования открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" о взыскании с муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода 1432 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 49 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Домоуправляющая компания Ленинского района" в удовлетворении требования о взыскании с муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода 1432 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 49 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А43-22435/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Арбитражному суду Нижегородской области разрешить вопрос о повороте исполнения решения от 30.10.2019 по делу N А43-22435/2019 в части взыскания с муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода 1432 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 49 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А43-22435/2019 в части удовлетворения требования открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" о взыскании с муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода 1432 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 49 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "Домоуправляющая компания Ленинского района" в удовлетворении требования о взыскании с муниципального образования "Город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода 1432 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 49 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А43-22435/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 августа 2020 г. N Ф01-11731/20 по делу N А43-22435/2019