Нижний Новгород |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А43-37169/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
при участии представителей от публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер": Парамзиной Н.В. (доверенность от 14.02.2020), общества с ограниченной ответственностью Компания "Окахим": Неверт Л.Ю. (доверенность от 13.05.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью Компания "Окахим" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А43-37169/2019
по иску публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (ОГРН: 1067746341024, ИНН: 77085919995)
к обществу с ограниченной ответственностью Компания "Окахим" (ОГРН: 1035200526635, ИНН: 5249069585)
о взыскании 500 000 рублей
и установил:
публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (далее - ПАО "ТрансКонтейнер") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Компания "Окахим" (далее - ООО Компания "Окахим") о взыскании 500 000 рублей штрафа по договору транспортной экспедиции от 18.12.2017 N НКП ГЖД-770752.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 04.03.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020, удовлетворил исковые требования в полном объеме. Суд пришел выводу о наличии оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде уплаты штрафа за недостоверную информацию о грузе.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО Компания "Окахим" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Заявитель настаивает, что заключение железнодорожного перевозчика ОАО "РЖД", в коммерческом акте от 06.09.2018 N СВ1805513/68 о несоответствии перевозимого груза, указанному в транспортных документах, является несостоятельным доказательством ввиду того, что сделано на основании визуального осмотра тары, в которой перевозился груз. Перевозчиком не были отобраны пробы для определения содержимого тары.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании не согласился с доводами заявителя и просил оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, истец и ответчик заключили договор транспортной экспедиции от 18.12.2017 N НКП ГЖД-770752, в соответствии с пунктом 1 которого клиент (ответчик), подписывая договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться общими и специальными условиями договора, размещенными для ознакомления в сети Интернет на веб-сайте ПАО "ТрансКонтейнер". Под термином "Договор", согласно содержащемуся в разделе 1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции (в редакции от 01.06.2018, далее - Общие условия) понятию и определению, понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, подписываемый сторонами на бумажном носителе и являющиеся неотъемлемой частью Договора Общие, Специальные условия, Заказ(ы), дополнительные соглашения, приложения к договору, прайс-листы и иные документы, регулирующие отношения Сторон.
Истец (экспедитор) в соответствии с пунктом 2 договора обязался на возмездной основе оказать услуги по заказу клиента.
Согласно разделу 1 общих условий ПАО "ТрансКонтейнер" оказывает услуги на основании заказов транспортно-экспедиционных услуг - письменных поручений клиента экспедитору.
На основании оформленного клиентом заказа от 28.08.2018 N 11724629 (далее - заказ) ПАО "ТрансКонтейнер" приняло на себя обязательства по организации транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой железнодорожным транспортом груза "глицерин технический (пропан-триол-1,2,3)/(72108)" со склада, расположенного по адресу: Нижегородская область, Дзержинск, проспект Циолковского, 61 - станция Костариха Горьковской железной дороги - станция Клещиха Западно-Сибирской железной дороги.
Клиентом (ответчиком) в заказе указаны следующие услуги:
- предоставление вагона и контейнера для перевозки груза клиента "глицерин технический (пропан-триол-1,2,3)/(72108)";
- автомобильная перевозка до станции Костариха Горьковской железной дороги;
- погрузочно-разгрузочные работы с контейнером на станции Костариха Горьковской железной дороги;
- перечисление ОАО "РЖД" провозной платы (железнодорожного тарифа).
Во исполнение заказа клиенту предоставлен контейнер NRZDU 0639794 (далее - контейнер).
Погрузка груза в контейнер осуществлялась ООО Компания "ОКАХИМ" самостоятельно. После погрузки груза ответчиком на контейнер было установлено запорно-пломбировочное устройство "ТП-1200-01" РЖД У0121001 (далее - ЗПУ).
Контейнер NRZDU0639794 за исправным ЗПУ 31.08.2018 принят к перевозке железнодорожным транспортом и согласно договору перевозки N ЭЬ449486 отправлен назначением на станцию Клещиха Западно-Сибирской железной дороги в адрес грузополучателя ООО "ХИМПОСТАВКА".
Истец надлежащим образом выполнил свои обязательства перед ответчиком, что подтверждает подписанным обеими сторонами без разногласий актом об оказанных услугах от 15.09.2018 N 3638133, представленным в материалы дела.
Данное обстоятельство ООО Компания "Окахим" не оспаривалось.
В пути следования на станции Войновка Свердловской железной дороги перевозчиком обнаружен пролив жидкости (скорость 65 капель в минуту) на боковую балку рамы вагона и на ходовые части вагона. В результате пролива жидкости произошла кристаллизация вещества. По данному факту составлен акт общей формы от 05.09.2018 N 79040-2-2/5832.
На основании акта общей формы от 05.09.2018 N 79040-2-2/5832 для устранения коммерческой неисправности (течь груза "глицерин технический (пропан-триол-1, 2, 3)/(72108)" вагон N 94244159 с контейнером RZDU0639794 подан на 58 путь грузового двора станции Войновка для проведения комиссионной проверки.
В ходе проверки железнодорожным перевозчиком ОАО "РЖД" установлено следующее. После снятия исправного ЗПУ двери открыли полностью, дверной проем от навала груза огражден щитами. В контейнер погружены металлические бочки весом 270 кг (согласно маркировки на таре) без применения поддонов. В дверном проеме 4 бочки погружены в 1 ярус, далее груз в контейнере размещен в два яруса по высоте, в четыре ряда по ширине до полной вместимости, без ограждения от стен контейнера. На просматриваемых металлических емкостях размещенных в контейнере RZDU0639794 нанесена маркировка изготовителя "Метилен хлористый", ТУ 2412-426-05763441-2004 изм. 1-3, сорт высший, партия N 808-338, дата изготовления август 2018, вес нетто 270 кг, ООО "Торговый дом "ОКАХИМ".
Согласно требованиям р. 5 ГОСТ9968-86 и приложению N 2 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам "метилен хлористый" (метиленхлорид, дихлорметан) относится к опасному грузу (класс 6, классификационный шифр 6113, номер ООН 1593) По данному факту перевозчиком составлен коммерческий акт N СВР1805513/68 от 06.09.2018 (далее - коммерческий акт).
Пунктом 2.3.5 Общих условий предусмотрена обязанность клиента предъявлять к перевозке грузы в таре и упаковке, соответствующей установленным стандартам, техническим условиям на продукцию, ее тару и упаковку, обеспечивающей безопасность движения и эксплуатацию транспорта, качество и сохранность перевозимого груза, вагонов, контейнеров, пожарную и экологическую безопасность в пути следования, а также при перевалке. В случае предъявления к перевозке опасных грузов соблюдать правила таких перевозок, в том числе наносить на вагоны или контейнеры маркировку, знаки опасности, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок соответствующим видом транспорта, а также самостоятельно оборудовать вагоны и/или контейнеры в противопожарном отношении под перевозку в соответствии с правилами перевозок этих грузов (если иное не установлено Заказом).
Согласно пункту 2.3.9 Общих условий клиент обязан обеспечивать правильное, достоверное и полное оформление перевозочных, сопроводительных документов, необходимых для отправления и получения грузов, пересечения государственных границ, а также выполнять все иные обязательства и требования, исполнение которых необходимо для беспрепятственного осуществления международных и внутренних перевозок грузов, если эти обязанности не возложены на ПАО "ТрансКонтейнер".
При нарушении условий договора ПАО "ТрансКонтейнер" как экспедитор вправе начислить, а ООО "Компания "Окахим" как клиент обязано выплатить штраф за предоставление недостоверной информации в размере 500 000 рублей за каждый выявленный случай предоставления недостоверной информации о наименовании груза (несоответствия фактически перевозимого груза сведениям, указанным в заказе, пункт 6.4 Общих условий).
Поскольку ответчик были нарушены условия договора, в его адрес было направлено письмо от 15.04.2019 N 38, а также счет и уведомление на оплату штрафа.
ООО "Компания "Окахим" в своем ответе от 18.04.2019 N 15 отказалось оплатить выставленный ПАО "ТрансКонтейнер" штраф за нарушение условий договора.
В целях соблюдения претензионного порядка истцом в адрес ООО Компания "Окахим" направлена претензия от 17.05.2019 N НКП-5/218.
В ответе на претензию от 05.06.2019 N 21 ООО Компания "Окахим" сообщило, что не согласно с требованием ПАО "ТрансКонтейнер" об оплате штрафа, поскольку фактически перевозимый груз соответствовал сведениям, указанным в заказе, а наличие посторонней маркировки на таре не является нарушением по смыслу пункта 6.4 договора.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требования об уплате штрафа послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 804 ГК РФ и статьей 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях перевозки и иную информацию, необходимую экспедитору для исполнения договорных обязанностей.
В силу статьи 804 ГК РФ и в соответствии с пунктом 2.3.1. Общих условий (в редакции от 01.06.2018) клиент обязан предоставлять ПАО "ТрансКонтейнер" необходимые и достоверные сведения о наименовании, весе, свойствах и условиях перевозки груза.
Факт нарушения Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам и искажения наименования перевозимого груза установлен перевозчиком ОАО "РЖД" и зафиксирован в коммерческом акте N СВР1805513/68 от 06.09.2018. Согласно коммерческому акту размещенный в контейнере груз, не соответствует данным, указанным в перевозочном документе.
В соответствии с пунктом 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, в графе "Наименование груза" под наименованием груза указывается номер аварийной карточки (при перевозке опасных грузов). От этого напрямую зависит выбор перевозчиком режима перевозки груза, соблюдение технологии перевозки.
Согласно пунктам 1.2.1. 1.2.2. 1.4.3 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ от 05.04.1996 N 15, к опасным грузам относятся вещества, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения. Транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.
Надлежащим наименованием груза, указанным в алфавитном указателе опасных грузов, является та часть, которая наиболее точно описывает груз и которая напечатана заглавными (прописными) буквами. После основного надлежащего наименования груза может быть указано в скобках альтернативное надлежащее наименование - синоним.
Опасные грузы в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на 9 классов.
Груз "метилен хлористый" (метиленхлорид, дихлорметан)" согласно Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам отнесен к 6.1 классу опасности - ядовитые (токсичные) вещества.
Ответчик, зная об опасности перевозимого груза, должен был указать в заказе надлежащее наименование и сделать соответствующие отметки в железнодорожной накладной.
Письмом от 15.10.2018 N 2/73 ОАО "РЖД" уведомило ПАО "ТрансКонтейнер" о допущенном ООО Компания "Окахим" случае несоответствия наименования груза и приложило коммерческий акт N СВР1805513/68 от 06.09.2018 с приложениями.
Фактические обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком своих обязательств, предусмотренных статьей 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, поскольку, располагая сведениями о фактическом грузе, ответчик предоставил истцу недостоверную информацию о грузе.
Основанием для предъявления штрафа ответчику за предоставление недостоверной информации о наименовании груза являются условия договора транспортной экспедиции от 18.12.2017 N НКП ГЖД - 770752, пункты 2.3.1, 2.5.1, 2.7.3 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции.
Согласно пункту 6.4.1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции ПАО "ТрансКонтейнер" вправе начислить, а клиент обязан выплатить штраф за предоставление недостоверной информации о наименовании груза.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил документального опровержения обстоятельств, послуживших основанием для предъявления требования о взыскании штрафа.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают существенных нарушений судами норм права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А43-37169/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Компания "Окахим" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 804 ГК РФ и статьей 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях перевозки и иную информацию, необходимую экспедитору для исполнения договорных обязанностей.
В силу статьи 804 ГК РФ и в соответствии с пунктом 2.3.1. Общих условий (в редакции от 01.06.2018) клиент обязан предоставлять ПАО "ТрансКонтейнер" необходимые и достоверные сведения о наименовании, весе, свойствах и условиях перевозки груза.
...
В соответствии с пунктом 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, в графе "Наименование груза" под наименованием груза указывается номер аварийной карточки (при перевозке опасных грузов). От этого напрямую зависит выбор перевозчиком режима перевозки груза, соблюдение технологии перевозки.
...
Фактические обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком своих обязательств, предусмотренных статьей 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, поскольку, располагая сведениями о фактическом грузе, ответчик предоставил истцу недостоверную информацию о грузе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф01-12458/20 по делу N А43-37169/2019