Нижний Новгород |
|
04 сентября 2020 г. |
Дело N А11-7349/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020
по делу N А11-7349/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" (ИНН: 3327306345, ОГРН: 1033301805877)
о признании незаконными и отмене приказа заместителя начальника Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 02.04.2019 N 752-01-02 и предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 23.04.2019 N 714-01-02
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными и отмене приказа заместителя начальника Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция) от 02.04.2019 N 752-01-02 и предписания Инспекции от 23.04.2019 N 714-01-02.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.05.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку в нем не указано какие действия должно предпринять Общество с целью приведения начисление платы за содержание жилого помещения, а именно за услугу по сбору твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в строке "вывоз ТБО" платежного документа, выставляемого собственникам помещений многоквартирного дома, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв Инспекции на кассационную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Инспекции от 02.04.2019 N 752-01-02 в период с 04.04.2019 по 23.04.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, изложенных в обращениях собственника помещения многоквартирного дома 71 по проспекту Ленина в городе Владимире.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Общество с 01.01.2019 осуществляет начисление платы за сбор по обращению с ТКО (в платежном документе "вывоз мусора") жителям многоквартирного дома 71 по проспекту Ленина в городе Владимире.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 23.04.2019 N 714-01-02 и выдало предписание от 23.04.2019 N 714-01-02, которым обязало Общество привести с 01.01.2019 начисление платы за содержание жилого помещения, а именно за услугу по сбору ТКО в строке "вывоз ТБО" платежного документа, выставляемого собственникам помещений многоквартирного дома, в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 03.06.2019.
Общество не согласилось с приказом от 02.04.2019 N 752-01-02 и предписанием от 23.04.2019 N 714-01-02 и обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 154, 161, 162, 196 ЖК РФ, нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
При этом исходя из данной нормы размер платы за коммунальные услуги должен определяться исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В рассматриваемом случае размер накопления ТКО рассчитывается исходя из квадратного метра, то есть в рамках содержания жилого помещения. При внесении в нормы жилищного законодательства изменений законодателем было принято решение не использовать устоявшийся в законодательстве и правоприменительной практике термин "твердые бытовые отходы", заменив его на более широкий по своему содержанию термин "твердые коммунальные отходы", включающий в себя понятие ТБО, то есть отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Однако обязанность по внесению жителями домов платы как за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает лишь при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Закон N 89-ФЗ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
До этого момента плата по сбору ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещение, установление которой регулируется частью 7 статьи 156 ЖК РФ.
В настоящее время на основании Федерального закона от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в соответствии с распоряжением администрации Владимирской области от 28.12.2018 N 938-р с 01.01.2019 Владимирская область не перешла на новую систему обращения с ТКО, предусматривающую предоставление данной услуги региональным оператором. Региональный оператор с 01.01.2019 на территории области не определен.
Кроме того, на территории Владимирской области не определен тариф по обращению с ТКО. Следовательно, услуга по сбору твердых бытовых отходов на территории Владимирской области подпадает под термин коммунальной, однако не является таковой до момента работы регионального оператора в данном направлении.
Плата за услуги ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещения, определение размера которого относится к полномочиям общего собрания собственников помещений дома, в рамках части 7 статьи 156 ЖК РФ.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполняемых работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ, в силу которых статья 23 дополнена частью 8.1, из которого следует, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов нормативно определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества, а в случае перехода данной услуги из жилищной в коммунальную исключение осуществляется без решения общего собрания собственников помещений дома. Нормы действующего жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией. ЖК РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержания жилого помещения.
Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируются нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Проанализировав названные нормы права суды отметили, что изменение (увеличение) в одностороннем порядке размера платы за жилое помещение противоречит требованиям действующего жилищного законодательства и нарушает права потребителя.
Кроме этого, размер плата за содержание жилого помещения устанавливается в соответствии с минимальным перечнем работ и услуг, который носит обязательный характер при управлении домом, следовательно, управляющая организация должна была внести предложения собственникам помещений дома об установлении платы за содержание жилого помещения с учетом предоставления данной услуги.
При этом наличие решения собственников об утверждении структуры и тарифа по оплате услуг по управлению многоквартирного дома без учета услуги по ТКО не порождает для управляющей организации самостоятельного определения порядка и размера платы за данную услугу.
В данном случае законодатель управляющей организации предоставил возможность поставить на обсуждение общего собрания собственников помещений вопрос о необходимости принятия решения о порядке внесения и о размере платы за ТКО.
Как следует из материалов дела и установили суды, из платежных документов за январь 2019 года следует, что Общество осуществляет начисления жителям многоквартирного дома 71 по проспекту Ленина в городе Владимире платы за содержание жилого помещения исходя из размера 19,28 руб./кв. м, а также производит начисление дополнительной платы за услуги по ТКО в размере 3,86 руб./кв. м.
При этом решение о размере платы за сбор и вывоз ТКО, равно как и решение о необходимости включения их отдельной строкой в платежные документы общим собрание собственников данного жилого дома не принималось.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу, что Общество не имело правовых оснований для начисления жителям спорного дома платы за ТКО (в платежном документе - "Вывоз мусора") отдельной строкой, а также самостоятельного определения размера платы за данную услугу, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о неисполнимости предписания от 23.04.2019N 714-01-02 ввиду отсутствия в нем необходимой информации отклоняется судом округа, поскольку оспариваемое предписание по форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам отклоняется, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А11-7349/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов нормативно определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества, а в случае перехода данной услуги из жилищной в коммунальную исключение осуществляется без решения общего собрания собственников помещений дома. Нормы действующего жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией. ЖК РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержания жилого помещения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2020 г. N Ф01-12629/20 по делу N А11-7349/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12629/20
22.05.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2054/20
11.02.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-7349/19
10.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-7349/19