Нижний Новгород |
|
04 сентября 2020 г. |
Дело N А43-46987/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного казенного учреждения комбинат "Зенит"
Управления Федерального агентства по государственным резервам
по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020
по делу N А43-46987/2019
по заявлению федерального государственного казенного учреждения комбинат "Зенит" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому
федеральному округу (ИНН: 4342003058, ОГРН: 1024300821984)
о признании недействительным в части предписания Приволжского управления
государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта
и установил:
федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Зенит" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 27.09.2019 N 2-07/164.
Решением суда от 03.02.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
Комбинат не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. Действие ВУП СНЭ-87. Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (утверждены приказом Миннефтехимпрома СССР от 17.07.1986 N 685, далее - Ведомственные указания) не распространяется на сливно-наливную эстакаду, которая на момент ввода в действие Ведомственных указаний находилась на стадии строительства по проектной документации. Суды не приняли во внимание, что Комбинат ни ранее, ни в настоящее время не относился к предприятиям Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Вывод судов о том, что отсутствие бортика может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, ошибочен. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комбинат имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте от 14.06.2016 серии ПРД N 4305811.
Управление с 02.09 по 27.09.2019 провело плановую выездную проверку Комбината на предмет обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В ходе проверки помимо прочего установлено, что твердое покрытие территории сливно-наливной эстакады не ограждено бортиком высотой 200 мм, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 (далее - Положение N 221), пунктов 2.43, 2.44 Ведомственных указаний. Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.09.2019 N 2-07/164.
По итогам проверки Комбинату выдано предписание от 27.09.2019 N 2-07/164, которым обязало устранить указанное нарушение в срок до 30.09.2020 (пункт 2).
Комбинат посчитал, что пункт 2 предписания Управления не соответствует действующему законодательству и возлагает на него незаконные обязанности, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Закона N 99-ФЗ, Положением N 221, Ведомственными указаниями, суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, что предписание выдано Управлением в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулирует Закон N 294-ФЗ.
Из статей 17 и 18 Закона N 294-ФЗ следует, что органы государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения, доказывать обоснованность своих действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми. Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
На основании части 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 данной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (части 2 и 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 данной статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 данного закона.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения N 221 данное положение устанавливает порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В пункте 3 Положения N 221 установлено, что в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и необщего пользования.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения N 221 требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) погрузо-разгрузочных устройств и сооружений, а также производственных объектов в собственности или на ином законном основании, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, а также производственным объектам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.
В пункте 7.6 Руководства по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2012 N 777, установлено, что для сбора и отвода загрязненных нефтепродуктами атмосферных осадков и смыва пролитых нефтепродуктов зона слива и налива предусматривается с твердым бетонным покрытием, оборудованным устройствами отвода в дренажную систему. Рельсы в этой зоне рекомендуют прокладывать на железобетонных шпалах. Твердое покрытие выполняют водонепроницаемым, ограждают по периметру бортиком высотой не менее 0,2 метра и с уклоном не менее 2 процентов для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам).
На основании пункта 10.7 Свода правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности" СП 155.13130.2014, утвержденного приказом МЧС России от 26.12.2013 N 837 площадки для сливоналивных эстакад должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2 метра, и уклоны не менее 2 процента для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам).
В соответствии с пунктом 2.43 Ведомственных указаний территория, занятая сливно-наливной эстакадой, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, усиленное в зоне железнодорожных путей.
Твердое покрытие должно выполняться из бетона, а под железнодорожными путями: в основании - железобетонные плиты, по верху плит - деревянные (допускаются также железобетонные) шпалы, к которым крепятся рельсы. Для закрепления шпал между ними укладывается слой бетона, толщиной 100 мм на всю длину шпал.
Габариты сливно-наливной железнодорожной эстакады определяются длиной и шириной территории последней.
Для открытых сливно-наливных железнодорожных эстакад длина территории определяется строительными конструкциями, ширина - твердым покрытием, огражденным бортиком, которое должно быть не менее габарита приближения строений в соответствии с ГОСТ 9238-73.
При расположении сливно-наливных железнодорожных эстакад под навесом или в здании ширина и длина территории определяется строительными конструкциями навеса или здания.
Согласно пункту 2.44 Ведомственных указаний твердое покрытие территории сливно-наливных эстакад должно быть запроектировано с уклоном не менее 2 процентов в сторону лотков, которые в свою очередь должны иметь уклон 0,5 процента к сборным колодцам, располагаемым на расстоянии не более 30 м друг от друга. Твердое покрытие должно ограждаться бортиком высотой 200 мм.
Пунктом 5.7 СНиП 2.11.03-93 также предусмотрено, что площадки для сливоналивных эстакад должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2 метра, и уклоны не менее 2 процентов для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам).
Как следует из материалов дела и установили суды, Комбинат имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте от 14.06.2016 N 4305811 серии ПРД.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.03.2012 Комбинату принадлежит сливно-наливная эстакада, в состав которой в соответствии с техническим паспортом входит площадка под эстакаду.
Управление в ходе проверки установило, что твердое покрытие территории сливно-наливной эстакады не ограждено бортиком высотой 200 мм. Данный факт заявитель не оспаривает.
Утверждение заявителя о том, что Ведомственные указания на него не распространяется, отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 Ведомственных указаний, вступивших в силу 01.03.1987, они являются обязательными при разработке проектов вновь проектируемых и реконструируемых сливо-наливных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов, предназначенных для слива сырья и отправки (налива) товарной продукции на предприятиях Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.
Согласно акту приемки оборудования монтаж оборудования на сливно-наливную эстакаду проведен в декабре 1987 году, следовательно, Комбинат обязан соблюдать указанные требования.
Невыполнение Комбинатом рассматриваемых требований законодательства влечет нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
Ограждение бортиком твердого покрытия территории сливо-наливной эстакады препятствует растеканию и попаданию в грунт опасного груза и сокращает площадь испарения легко воспламеняющихся жидкостей, что уменьшает угрозу окружающей среде и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что у Управления имелись основания для выдачи предписания в обжалуемой части, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение выявленных нарушений и является исполнимым.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Комбинату в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А43-46987/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения комбинат "Зенит" Управления Федерального агентства по государственным резервам
по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 7.6 Руководства по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2012 N 777, установлено, что для сбора и отвода загрязненных нефтепродуктами атмосферных осадков и смыва пролитых нефтепродуктов зона слива и налива предусматривается с твердым бетонным покрытием, оборудованным устройствами отвода в дренажную систему. Рельсы в этой зоне рекомендуют прокладывать на железобетонных шпалах. Твердое покрытие выполняют водонепроницаемым, ограждают по периметру бортиком высотой не менее 0,2 метра и с уклоном не менее 2 процентов для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам).
На основании пункта 10.7 Свода правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности" СП 155.13130.2014, утвержденного приказом МЧС России от 26.12.2013 N 837 площадки для сливоналивных эстакад должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2 метра, и уклоны не менее 2 процента для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам).
...
Пунктом 5.7 СНиП 2.11.03-93 также предусмотрено, что площадки для сливоналивных эстакад должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой не менее 0,2 метра, и уклоны не менее 2 процентов для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2020 г. N Ф01-12555/20 по делу N А43-46987/2019