Нижний Новгород |
|
04 сентября 2020 г. |
Дело N А79-10133/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы
по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.03.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020
по делу N А79-10133/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полимермонтаж"
(ИНН: 2128042600, ОГРН: 1022101134395)
о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной
антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Полимермонтаж" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 21.08.2019 по делу об административном правонарушении N 021/04/7.32.4-493/2019 о привлечении к административной ответственности на основании части 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 02.03.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), просит отменить обжалуемые судебные акты. Представленные в дело доказательства подтверждают наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения; несвоевременное выполнение Обществом предусмотренных договором работ свидетельствует об изменении условий договора путем изменения сроков выполнения этих работ. Основания для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения заявленного требования отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя.
Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратура Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики 24.07.2019 провела проверку соблюдения Обществом законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах подрядными организациями в рамках соответствующих договоров, заключенных с некоммерческой организацией "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Фонд).
В ходе проверки установлено, что между Фондом (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (МКД) от 11.05.2019 N 55-КР. По условиям договора Общество приняло на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества дома, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица Маршака, дом 16, в том числе, ремонт системы канализации и водоотведения, систем холодного водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, замена узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 4.3.1 договора подрядчику необходимо учитывать, что для сдачи-приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ потребуется не менее 20 календарных дней, который входит в срок выполнения работ по договору составляет 60 календарных дней, то есть до 09.07.2019.
Согласно пункту 4.4 договора конечный срок оказания услуг и (или) выполнения работ - последний день установленного графиком выполнения работ (приложение 1 к договору) срока выполнения работ.
В соответствии с графиком выполнения работ (приложение 1 к договору) последним днем выполнения работ является 06.07.2019.
По условиям пункта 4.20 договора фактической датой окончания работ на объекте является дата подписания заказчиком акта приемки в эксплуатацию.
По состоянию на 18.07.2019 работы по ремонту системы канализации и водоотведения Обществом завершены лишь на 90 процентов, системы холодного водоснабжения - на 95 процентов, системы электроснабжения - на 90 процентов, системы теплоснабжения - на 75 процентов. Дополнительного соглашения об изменении условий договора в части сроков выполнения работ стороны не заключали.
Прокуратура пришла к выводу о том, что несвоевременное выполнение предусмотренных договором работ свидетельствует об изменении Обществом условий договора путем изменения сроков выполнения этих работ.
Усмотрев в действии Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ, частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ, заместитель прокурора Ленинского района города Чебоксары принял постановление от 07.08.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и направил материалы для рассмотрения в Управление.
По результатам рассмотрения дела постановлением Управления от 21.08.2019 N 021/04/7.32.4-493/2019 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса, Постановления N 615, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 9 статьи 7.34.2 предусмотрена административная ответственность за изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 данного кодекса.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовые основы регулирования деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 180 Кодекса одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 180 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 182 Кодекса региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 11 части 2 статьи 182 Кодекса региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В силу части 5 статьи 182 Кодекса привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определен в Положении N 615.
В пункте 223 Положения N 615 предусмотрено, что сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства: а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта; в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (пункт 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Как следует из материалов дела, по условиям заключенного между Фондом и Обществом договора от 11.05.2019 N 55-КР (пункт 4.5) сроки выполнения работ по договору по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства: изменение объема выполняемых работ по договору по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к выполнению работ по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора; приостановка выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 18.07.2019 работы по ремонту систем канализации и водоотведения завершены Обществом на 90 процентов, системы холодного водоснабжения - на 95 процентов, системы электроснабжения - на 90 процентов, системы теплоснабжения - на 75 процентов. Акт приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома не подписан, работы не приняты, дополнительные соглашения к договору о продлении срока выполнения работ Фонд и Общество не заключало. Управление посчитало, что Общество в одностороннем порядке, без заключения дополнительного соглашения к договору, изменило условия договора, продлив сроки выполнения работ.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что Общество, не выполнив предусмотренные договором работы в установленный срок, условия договора не изменяло, но нарушило срок его исполнения.
Как правильно указали суды, нарушение сроков исполнения контракта само по себе не свидетельствует об одностороннем изменении контрагентом условий договора и не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что у Управления не имелось оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 7.34.2 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.03.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А79-10133/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (пункт 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
...
Как правильно указали суды, нарушение сроков исполнения контракта само по себе не свидетельствует об одностороннем изменении контрагентом условий договора и не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2020 г. N Ф01-12652/20 по делу N А79-10133/2019