Нижний Новгород |
|
09 сентября 2020 г. |
Дело N А43-52445/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Шипулина П.А. (доверенность от 07.09.2020 N 58),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 04.03.2020
N Исх.-515-1269/2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020
по делу N А43-52445/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания
"на Зайцева" (ИНН: 5263099920, ОГРН: 1135263003413)
о признании незаконным и об отмене постановления государственной
жилищной инспекции Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "на Зайцева" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 05.12.2019 N 515-15-562/2019 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением суда от 07.02.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 4.5 КоАП РФ, сделали выводы, несоответствующие фактическим обстоятельствам дела. Представленные в дело документы свидетельствуют о наличии в деянии Общества состава вмененного правонарушения. Постановление принято Инспекцией в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, изложенных в обращении о правомерности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги собственнику (потребителю) жилого помещения 27 дома 36/2 по проспекту Кораблестроителей города Нижнего Новгорода.
В ходе проверки Инспекция установила, что в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), пунктов 42, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Общество неправомерно начисляло нанимателю жилого помещения плату за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению с применением повышающего коэффициента. Результаты проверки отражены в акте от 21.10.2019 N 515-15-562/2019 от 21.10.2019.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 06.11.2019 N 515-15-562/2019 и приняла постановление от 05.12.2019 N 515-15-562/2019 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество оспорило принятое постановлением в судебном порядке.
Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 4.5, частью 2 статьи 14.1.3 и пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, статьями 61, 63, 155, 157, 161, 162, 193 Кодекса, Положением N 1110, Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске Инспекцией срока давности привлечения Общества к административной ответственности и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного кодекса.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (часть 1 статьи 61 Кодекса).
В пункте 5 части 3 статьи 67 Кодекса установлено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, и плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Кодекса).
В статье 193 Кодекса установлены лицензионные требования к лицензиату.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 193 Кодекса помимо требований, перечисленных в пунктах 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования.
На основании подпункта "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионным требованием к лицензиату является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Кодекса.
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к данным правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения установлен судами, подтвержден материалами дела и по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о совершении Обществу правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.
В части 1 статьи 155 Кодекса установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Аналогичные положения приведены в пункте 4.8 договора управления от 31.10.2018 N 1С/3.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, в рассматриваемом случае выявлены по итогам проверки 21.10.2019.
На момент проверки в распоряжении Инспекции имелись заявление собственника (потребителя) и копия квитанции об оплате жилого помещения за август 2019 года, выставленная в сентябре 2019 года, со сроком оплаты до 10.09.2019. В ходе проверки дополнительные документы ни у Общества, ни у обратившегося лица Инспекция не запрашивалась.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется.
Как правильно указали суды, вмененное правонарушение, выразившееся в начислении платы за коммунальные услуги с учетом повышающего коэффициента, не является длящимся правонарушением, поскольку основанием для составления протокола и вынесения оспариваемого постановления явилась квитанция на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг за август 2019 года, выставленная не позднее 01.09.2019.
Оценив материалы дела, суды установили, что в данном случае на момент вынесения постановления двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в статье 4.5 КоАП РФ, истек.
Суды обоснованно отклонили довод Инспекции о том, что правонарушение совершено Обществом в октябре 2019 года, так как платежный документ за октябрь 2019 года на момент проверки отсутствовал и не являлся основанием для вывода о наличии в деянии Общества состава вмененного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование Общества и отменили оспариваемое постановление.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А43-52445/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.
В части 1 статьи 155 Кодекса установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
...
Оценив материалы дела, суды установили, что в данном случае на момент вынесения постановления двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в статье 4.5 КоАП РФ, истек."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2020 г. N Ф01-12690/20 по делу N А43-52445/2019