Нижний Новгород |
|
08 сентября 2020 г. |
Дело N А79-7610/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2020 года.
Полый текст постановления изготовлен 08 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "С-путник":
Бондаревой М.А. (доверенность от 30.05.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
индивидуального предпринимателя Павлова Владимира Николаевича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.11.2019,
принятое судьей Владимировой О.Е., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020, принятое судьями Устиновой Н.В., Александровой О.Ю., Наумовой Е.Н.,
по делу N А79-7610/2019
по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
(ИНН: 2130104830, ОГРН: 1122130007438)
к индивидуальному предпринимателю Павлову Владимиру Николаевичу
(ИНН: 212906217248, ОГРНИП: 315213000014792)
о признании открытого конкурса недействительным и
о применении последствий его недействительности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Министерство транспорта Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "С-путник",
и установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Павлову Владимиру Николаевичу (далее - Предприниматель):
о признании конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по лоту N 1 по маршруту N 670 "Чебоксары (АВ "Центральный") - Русские Чукалы (Шемуршинский район)" недействительным;
о применении последствий недействительности данного конкурса путем признания свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 21 ЧР N 000196 недействительным и прекращении его действия.
Исковые требования основаны на статьях 447 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 1, 4 и 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ). Иск мотивирован тем, что маршрут N 670 является не межмуниципальным, а межрегиональным, и конкурс на право осуществления перевозок по нему не мог быть проведен Минтрансом Чувашии.
К участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "С-путник", а также Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 06.11.2019, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2020 Первого арбитражного апелляционного суда, удовлетворил исковые требования в полном объеме. Суды пришли к выводу о том, что спорный маршрут является межрегиональным и не мог быть установлен Минтрансом Чувашии.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, ссылка судов на письмо от 07.06.2019 N 052/11-3452 является неправомерной, поскольку доказательств его направления в адрес ответчика в деле не имеется. Кроме того, кассатор полагал, что он является ненадлежащим ответчиком в настоящем споре, поскольку им каких-либо нарушений процедуры торгов не допущено; нарушения допущены самим истцом. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Кроме того, Предприниматель просил рассмотреть жалобу в его отсутствие; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
В своем отзыве общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "С-путник" и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
От Минтранса Чувашии и Минтранса России отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Стороны и Минтранс России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Минтранс Чувашии на основании приказа от 14.12.2018 N 02-03/202 провел открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. По лоту N 1 предметом конкурса являлось право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по лоту N 1 по маршруту N 670 "Чебоксары (АВ "Центральный") - Русские Чукалы (Шемуршинский район)".
Из протокола заседания конкурсной комиссии от 18.03.2019 N 3 следует, что заявка Предпринимателя оказалась единственной допущенной к участию в открытом конкурсе по лоту N 1 и комиссия приняла решение признать открытый конкурс по данному лоту несостоявшимся с единственным допущенным участником.
По итогам проведенного конкурса Предпринимателю было выдано свидетельство на осуществление перевозок по спорному маршруту серии 21 ЧР N 000196 со сроком действия с 27.04.2019 по 27.04.2029.
По утверждению истца, спорный маршрут не является межмуниципальным маршрутом, поскольку проходит в границах Чувашской Республики и Республики Татарстан.
Минтранс Чувашии в письме от 07.06.2019 N 052/11-3452 потребовал от Предпринимателя вернуть свидетельство и карты спорного маршрута в срок до 11.06.2019. Предприниматель данное требование не исполнил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Минтранса Чувашии в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и третьего лица, заслушав представителя последнего, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного кодекса (пункт 2).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 1 данной статьи во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов.
Отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок урегулированы Законом N 220-ФЗ.
В статье 3 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что межрегиональный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации; межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (пункты 4, 6).
Согласно статье 4 Закона N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту (часть 1). В случае принятия решения об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение семи дней со дня принятия этого решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (часть 8). В течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок (часть 10).
Межрегиональные маршруты регулярных перевозок устанавливаются Минтрансом России (Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395; Административный регламент Министерства транспорта Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденный приказом Минтранса России от 26.12.2017 N 536).
На основании части 4 статьи 11 Закона N 220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок является предметом открытого конкурса. Данный конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (часть 1, 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что требования Минтранса Чувашии являются обоснованными.
При этом суды установили, что спорный маршрут, исходя из положений статьи 3 Закона N 220-ФЗ, является межрегиональным, а не межмуниципальным, поскольку проходит по территории двух субъектов Российской Федерации. Таким образом, проведение конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по данному маршруту регулярных перевозок Минтрансом Чувашии, противоречит Закону N 220-ФЗ, поскольку относится к компетенции Минтранса России по установлению межрегиональных маршрутов и выдачи соответствующих свидетельств.
Само по себе отсутствие каких-либо нарушений в процедуре проведения торгов, нарушений со стороны Предпринимателя, не является основанием считать в спорной ситуации проведенный открытый конкурс по лоту N 1 законным, поскольку его предмет не находится в ведении Минтранса Чувашии, то есть был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом. Сохранение юридической силы свидетельства выданного по его результатам свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, является недопустимым. С учетом изложенного оснований для применения пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации не имелось.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.11.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А79-7610/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Павлова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что требования Минтранса Чувашии являются обоснованными.
При этом суды установили, что спорный маршрут, исходя из положений статьи 3 Закона N 220-ФЗ, является межрегиональным, а не межмуниципальным, поскольку проходит по территории двух субъектов Российской Федерации. Таким образом, проведение конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по данному маршруту регулярных перевозок Минтрансом Чувашии, противоречит Закону N 220-ФЗ, поскольку относится к компетенции Минтранса России по установлению межрегиональных маршрутов и выдачи соответствующих свидетельств.
Само по себе отсутствие каких-либо нарушений в процедуре проведения торгов, нарушений со стороны Предпринимателя, не является основанием считать в спорной ситуации проведенный открытый конкурс по лоту N 1 законным, поскольку его предмет не находится в ведении Минтранса Чувашии, то есть был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом. Сохранение юридической силы свидетельства выданного по его результатам свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, является недопустимым. С учетом изложенного оснований для применения пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации не имелось."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2020 г. N Ф01-12378/20 по делу N А79-7610/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-11352/19
08.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12378/20
21.05.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-11352/19
06.11.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7610/19