Нижний Новгород |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А43-43382/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Торопова Д.Е. (доверенность от 23.04.2019 N 2),
от заинтересованного лица: Плетос И.А.
(доверенность от 04.03.2020 N Исх.-515-1269/2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020
по делу N А43-43382/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом"
(ИНН: 5256053018, ОГРН: 1055227048700)
о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной
инспекции Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 26.06.2019 N 515-13-152/10-2019 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением суда от 28.01.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), просит отменить судебные акты. Информация о перечне, объеме и качестве оказываемых услуг и выполняемых работах по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества связана с выполнением Обществом лицензионных требований, установленных подпунктом "б" пункта 3 Положения N 1110. Непредставление Обществом запрашиваемой собственником жилого помещения информации образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Оснований для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения заявленного требования у судов не имелось.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора от 23.06.2008 N 1148 осуществляет управление многоквартирным жилым домом 18/2 по улице Мельникова города Нижнего Новгорода (МКД).
Инспекция на основании обращения собственника квартиры 84 указанного дома провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку, в ходе которой установила, что Общество не представило запрошенную собственником информацию о перечне, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. Результаты проверки отражены в акте от 29.05.2019 N 515-13152/10/2019.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, Инспекции составила протокол об административном правонарушении от 18.06.2019 N 515-13-152/10-2019.
Постановлением Инспекции от 26.06.2019 N 515-13-152/10-2019 Общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Кодекса, Положения N 1110, Правил N 491, Правил N 416, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (далее - Обзор судебной практики N 2 (2019)), суд первой инстанции пришел к выводу о неправильной квалификации вмененного правонарушения и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьи 13.19.2 данного кодекса.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
В силу части 1 статьи 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В статье 193 Кодекса установлены лицензионные требования к лицензиату.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 193 Кодекса помимо требований, перечисленных в пунктах 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования.
На основании подпункта "а" пункта 3 Положения N 1110 лицензионным требованием к лицензиату является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Кодекса.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики N 2 (2019), Кодекс и Правила N 416 предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления в адрес управляющей организации.
Такие обращения и заявления могут быть связаны как с выполнением управляющей организацией лицензионных требований, так и с соблюдением последней иных требований по управлению многоквартирным домом. Кроме того, для таких обращений установлены различные порядок и сроки рассмотрения.
Требования, изложенные в разделе VII, пункте 34 раздела VIII Правил N 416, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления взаимодействия такой организации с собственниками и пользователями помещений в МКД, а также порядок и сроки предоставления различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, не отнесены законодателем к лицензионным.
В случае нарушения указанных требований управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением Обществу вменялось в вину нарушение части 2.3 статьи 161 Кодекса и пункта 40 Правил N 491, что выразилось в непредставлении запрошенной собственником информации о перечне, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. Данное деяние квалифицировано Инспекцией по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем суды обоснованно посчитали, что в рассматриваемом случае Общество не допустило нарушений лицензионных требований.
Суды правомерно указали, что часть 2.3 статьи 161 Кодекса не регулирует отношения, связанные с предоставлением управляющей организацией информации по запросу собственника. Нарушение Обществом пункта 40 Правил N 491, согласно которому собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, не отнесено законодателем к лицензионным.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о неверной квалификации Инспекцией совершенного Обществом правонарушения.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене (пункт 9 Постановления N 10).
С учетом изложенного суды правомерно признали оспариваемое постановление незаконным и удовлетворили заявление Общества.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А43-43382/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно указали, что часть 2.3 статьи 161 Кодекса не регулирует отношения, связанные с предоставлением управляющей организацией информации по запросу собственника. Нарушение Обществом пункта 40 Правил N 491, согласно которому собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, не отнесено законодателем к лицензионным.
...
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене (пункт 9 Постановления N 10)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 сентября 2020 г. N Ф01-12699/20 по делу N А43-43382/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12699/20
05.06.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1759/20
28.01.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-43382/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-43382/19