Нижний Новгород |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А43-52253/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения -
Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020
по делу N А43-52253/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медуза"
(ИНН: 5260013071, ОГРН: 1025203044566)
к государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению
Фонда социального страхования Российской Федерации
об изменении страхового тарифа
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медуза" (далее - ООО "Медуза", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда социально страхования Российской Федерации (далее - Фонд) об изменении страхового тарифа.
Решением суда от 19.03.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Фонд указывает, что Общество не подтвердило в установленный срок основной вид экономической деятельности, в связи с чем установление ему страхового тарифа по наиболее высокому классу профессионального риска из осуществляемых им видов деятельности является правомерным.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд направил Обществу уведомление от 29.04.2019, в котором сообщил об установлении ему на 2019 год страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 4,1 процента по виду деятельности "Производство транспортных средств для ремонта и технического обслуживания железнодорожных, трамвайных и прочих путей" (код ОКВЭД 30.20.31), относящегося к 24 классу профессионального риска.
Указанный тариф установлен Фондом на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц по одному из видов деятельности Общества, имеющему наибольший класс профессионального риска, ввиду того, что Общество в установленный срок (до 15 апреля включительно) не представило документы, подтверждающие основной вид деятельности.
Не согласившись с тем, что Фонд изменил код ОКВЭД и класс профессионального риска, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что отнесение Общества к классу профессионального риска, который не соответствует виду фактически осуществляемой им экономической деятельности, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы страхователя.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
В пункте 8 Правил N 713 определено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Суды установили и это не противоречит материалам дела, что Общество представило документы, подтверждающие основной вид деятельности организации для установления страхового тарифа на 2019 год, с нарушением срока, установленного в пункте 5 Порядка N 55, в связи с чем Фонд установил Обществу страховой тариф в размере 4,1 процента по виду деятельности "Производство транспортных средств для ремонта и технического обслуживания железнодорожных, трамвайных и прочих путей" (код ОКВЭД 30.20.31), относящегося к 24 классу профессионального риска.
Вместе с тем страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Суды установили, что страхователь после получения уведомления от 29.04.2019 обращался в Фонд с заявлением о пересмотре класса профессионального риска и документами, необходимыми для установления страхового тарифа на 2019 год, исходя из фактически осуществляемой им деятельности. Однако Фонд не пересмотрел класс профессионального риска и страховой тариф, соответствующие изменения не внес.
Доказательств того, что на момент установления класса профессионального риска и размера страхового тарифа Фонд располагал информацией о том, что Общество фактически осуществляло деятельность по производству транспортных средств для ремонта и технического обслуживания железнодорожных, трамвайных и прочих путей, в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, справку-подтверждение, договор на выполнение научно-технической работы от 23.11.2018, суды установили, что основным видом деятельности Общества является деятельность по коду ОКВЭД 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук", относящаяся к 1 классу профессионального риска.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что Общество должно исчислять и уплачивать страховые взносы исходя из страхового тарифа, установленного для 1 класса профессионального риска, который соответствует виду экономической деятельности страхователя по коду ОКВЭД 72.19.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу N А43-52253/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не
превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и это не противоречит материалам дела, что Общество представило документы, подтверждающие основной вид деятельности организации для установления страхового тарифа на 2019 год, с нарушением срока, установленного в пункте 5 Порядка N 55, в связи с чем Фонд установил Обществу страховой тариф в размере 4,1 процента по виду деятельности "Производство транспортных средств для ремонта и технического обслуживания железнодорожных, трамвайных и прочих путей" (код ОКВЭД 30.20.31), относящегося к 24 классу профессионального риска.
Вместе с тем страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 сентября 2020 г. N Ф01-12505/20 по делу N А43-52253/2019