Нижний Новгород |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А38-8674/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от ответчика: Малышева С.И. (доверенность от 02.04.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования
"Городской округ "Город Козьмодемьянск"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020
по делу N А38-8674/2019
по иску Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
(ИНН: 1659053849, ОГРН: 1041628218763)
к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск"
(ИНН: 1223000528, ОГРН: 1181215004190)
о возмещении вреда,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
муниципальное образование "Городской округ "Город Козьмодемьянск" в лице
администрации,
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" (далее - МУП "Водоканал", Предприятие) о взыскании 1 914 636 рублей 39 копеек ущерба, причиненного водному объекту, для зачисления в бюджет городского округа "Город Козьмодемьянск".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Городской округ "Город Козьмодемьянск" в лице администрации.
Определением суда от 28.11.2019 произведена замена Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл на его правопреемника - Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Межрегиональное управление).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства дела и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, суды не учли, что решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18.09.2013 по делу N 2-725/2013 на Предприятие возложена обязанность в срок до 20.01.2015 обеспечить нормативную отчистку сточных вод, сбрасываемых с его биологических очистных сооружений в р. Волгу в соответствии с нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ, а определением суда от 19.02.2019 Предприятию предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 01.12.2020. Таким образом, заявитель полагает, что взыскание с него ущерба невозможно до исполнения указанного решения суда общей юрисдикции.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Межрегиональное управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Марий Эл постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, МУП "Водоканал" осуществляет пользование поверхностным водным объектом - Чебоксарским водохранилищем (р. Волга) на основании решения Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 06.08.2018 о предоставлении водного объекта в пользование на срок до 18.05.2020. Целью использования водного объекта в решении указан сброс сточных вод, а осуществление сброса определено в Чебоксарское водохранилище, правый берег р. Волга, на 1118 км судового хода. Решением установлено, что максимальное содержание загрязняющих веществ в месте сброса сточных вод не должно превышать определенных значений по ряду показателей, в частности: нефтепродукты - не более 0,05 мг/дм3, взвешенные вещества - не более 18,35 мг/дм3, БПКполн. - не более 2,66, аммоний-ион - не более 0,5 мг/дм3, нитрат-ион - не более 0,08 мг/дм3, фосфаты (по Р) - не более 0,2 мг/дм3, сульфаты - не более 100 мг/дм3. Решение о предоставлении водного объекта в пользование зарегистрировано 10.08.2018 в государственном водном реестре.
В рамках плановой выездной проверки Предприятия Управлением совместно со специалистами филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" 14.05.2019 и 28.05.2019 осуществлен отбор проб сточных вод, прошедших очистку на очистных сооружениях канализации в г. Козьмодемьянске, закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения, в месте их сброса в Чебоксарское водохранилище. По результатам проведенного испытательной лабораторией филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" химического анализа проб выявлено превышение в них по срав-нению с нормативами допустимых сбросов количества таких веществ, как нефтепродукты, БПКполн., взвешенные вещества, аммоний-ион, нитрат-ион, фосфаты (по Р), сульфаты, что отражено в протоколах количественного химического анализа проб от 06.06.2019 N 243/03-Г, 314/03-Г, 317/03-Г.
Постановлением Управления от 04.07.2019 N 41 МУП "Водоканал" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 16.08.2019 по делу N 12-1-98/2019 состав административного правонарушения признан доказанным, указанное постановление отменено в связи с малозначительностью правонарушения.
По заказу Управления специалистами филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" проведена экспертиза и по ее результатам составлено заключение от 30.07.2019 N 9, в котором отражен осуществленный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87, расчет вреда, причиненного водному объекту в результате сброса в него МУП "Водоканал" сточных вод, не подвергшихся надлежащей санитарной очистке, и сделан вывод, что размер вреда составляет 1 914 636 рублей 39 копеек.
Ввиду отказа Предприятия добровольно возместить вред, причиненный окружающей среде, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о его взыскании в местный бюджет.
Руководствуясь статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 35, 56 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 35, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методикой исчисления вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Предприятия спорной суммы ущерба и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пункта 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика), данная Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что факт превышения допустимых нормативов содержащихся в сточных водах, сбрасываемых Предприятием в водный объект, загрязняющих веществ (нефтепродукты, БПКполн., взвешенные вещества, аммоний-ион, нитрат-ион, фосфаты (по Р), сульфаты) подтверждается протоколами количественного химического анализа воды, материалами административного дела и вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции.
Расчет размера ущерба, составленный истцом, проверен судами и признан верным в сумме 1 914 636 рублей 39 копеек.
Согласно пункту 14 Методики в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ, размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.
Суды исследовали представленные Предприятием в подтверждение финансовых затрат на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений, подлежащих зачету, доказательства (в том числе муниципальный контракт от 07.10.2019 N 0108300014619000049, по условиям которого ООО "СтройКрафт" (подрядчик) приняло на себя обязательство выполнять мероприятия по реконструкции очистных сооружений канализации г. Козьмодемьянска, а администрация муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" (заказчик) обязалась оплатить данные работы; доказательства оплаты работ по контракту в декабре 2019 года на сумму более 24 000 000 рублей), и установили, что оплата работ по реконструкции очистных сооружений, направленной на предупреждение дальнейшего сверхнормативного загрязнения водного объекта, фактически осуществлена администрацией городского округа "Город Козьмодемьянск" за счет средств бюджета.
Между тем причинителем вреда является непосредственно МУП "Водоканал", по обязательствам которого муниципальное образование ответственность не несет.
Ссылка заявителя жалобы на определение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 19.02.2019 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу N 2-725/2013 не освобождает ответчика от обязанности возместить ущерб окружающей среде.
На основании изложенного суды правомерно взыскали с Предприятия спорную сумму ущерба.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А38-8674/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика), данная Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 октября 2020 г. N Ф01-12977/20 по делу N А38-8674/2019