Нижний Новгород |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А17-5063/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Шуя
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2020,
принятое судьей Ильичевой О.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020,
принятое судьями Савельевым А.Б., Малых Е.Г., Чернигиной Т.В.,
по делу N А17-5063/2019
по иску Управления Судебного департамента в Ивановской области
(ИНН: 3728029829, ОГРН: 1033700054024)
к Администрации городского округа Шуя
(ИНН: 3706005341, ОГРН: 1023701392615) и
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Шуя (ИНН: 3706003457, ОГРН: 1023701392571)
об обязании принять меры по постановку бесхозяйного имущества на учет,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях,
и установил:
Управление Судебного департамента в Ивановской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации городского округа Шуя (далее - Администрация) и Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации (далее - Комитет) об обязании принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества - участка тепловой сети от тепловой камеры ТК-8 до тепловой камеры ТК-9, от тепловой камеры ТК-9 до внешней границы стены нежилого здания, расположенного по адресу: Ивановская область, город Шуя, Комсомольская площадь, дом 19, включая тепловую камеру ТК-9 (участки тепловых сетей N 27 и 29 протяженностью 125 и 15 погонных метров соответственно). Истец просит обязать ответчиков принять данные меры в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковое требование основано на статьях 6, 130 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Иск мотивирован тем, что спорные тепловые сети являются бесхозяйными, отсутствие надлежащего контроля за их состоянием и эксплуатацией может повлечь существенный ущерб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей (далее - Предприятие) и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества).
Арбитражный суд Ивановской области решением от 12.03.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020, удовлетворил исковое требование. Суды пришли к выводу о том, что спорное имущество является бесхозяйным, а органы местного самоуправления незаконно бездействуют.
Комитет не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды не учли правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные по вопросу о бесхозяйном имуществе в определении от 17.07.2019 N 308-ЭС19-11030 и постановлении от 02.07.2013 N 1150/13; кассатор указал, что установленный судом срок для совершения действий по постановке спорного имущества на учет как бесхозяйного, не является разумным. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
МТУ Росимущества в отзыве на кассационную жалобу оставило вопрос об удовлетворении жалобы Комитета на усмотрение суда; просило рассмотреть жалобу без участия его представителя.
Иные лица отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, на земельный участок с кадастровым номером 37:28:030114:12 30.07.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации; 19.08.2010 - зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Управления.
Ранее на основании актов приема-передачи основных средств от 05.01.1999 N 36 и 37 на баланс Управления передано от Управления юстиции Ивановской области административное здание Шуйского городского суда и гараж, расположенные по адресу: Ивановская область, город Шуя, Комсомольская площадь, дом 19. Право собственности Российской Федерации на данные объекты с кадастровыми номерами 37:28:030114:54 и 37:28:030114:68 зарегистрировано 19.12.2014, право оперативного управления зарегистрировано 05.08.2001 за Управлением.
Указанные акты приема-передачи основных средств не содержат сведений о передаче на баланс истца каких-либо инженерных сетей, в том числе спорных тепловых сетей.
Согласно уведомлению от 06.08.2018 N КУВИ-001/2018-5258064 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения в отношении спорного сооружения (тепловых сетей).
В соответствии с письмами МТУ Росимущества от 07.09.2018 N 19140-03, Департамента управления имуществом Ивановской области от 09.08.2018 N ДУИ-1620-18 объект не состоит в реестрах имущества, находящегося в областной и федеральной собственности.
Управление и Предприятие 25.09.2018 подписали государственный контракт на теплоснабжение N 200/2 с протоколом разногласий, в котором предложено установить границу эксплуатационной ответственности Управления (потребителя) по внешнему контуру стены здания Шуйского городского суда. Предприятие подписало протокол разногласий с новым протоколом согласования разногласий, который Управлением подписан не был.
Управление обращалось в Администрацию с просьбой о признании указанного участка тепловых сетей бесхозяйным участком и об обязании Предприятия, как организацию осуществляющую эксплуатацию объектов теплоснабжения, принять указанную сеть и тепловую камеру ТК-9 на баланс и в эксплуатационную ответственность, однако до настоящего времени никаких мер не осуществлено.
По мнению истца, отсутствие собственника сооружения тепловой сети приводит к отсутствию надлежащего контроля за эксплуатацией и техническим обслуживанием данного имущества, что может повлечь возникновение аварийной ситуации и причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Данные фактические обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что спорные тепловые сети являются бесхозяйными.
При этом суды верно исходили из того, что данное имущество не имеет установленного собственника; Управление не принимало спорные тепловые сети на баланс либо в эксплуатационную ответственность ни при передаче зданий, ни при подписании государственного контракта.
Ссылка заявителя на подписание контракта с актом балансового разграничения правомерно не принята судами двух инстанций во внимание, поскольку контракт был подписан с протоколами разногласия по вопросу о границе балансовой принадлежности (по внешней стене здания суда или по границе спорных сетей); последний протокол разногласий Предприятия Управлением подписан был. Таким образом, условие о границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности нельзя считать согласованным, а сами тепловые сети - принятыми Управлением на баланс или под эксплуатационную ответственность.
С учетом этого, правовые позиции, на которые ссылается Комитет, в данной ситуации применению не подлежат. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал, что спорные тепловые сети не являются бесхозяйными (имеют собственника или иного законного владельца).
Довод заявителя о том, что установленный судами срок для принятия мер по принятию спорных тепловых сетей на учет как бесхозяйных суд округа отклонил в силу следующего. Исходя из положения, установленного в части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить эксплуатирующую теплосетевую организацию. Кроме того, в Положении о порядке оформления права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества на территории городского округа Шуя, утвержденном решением городской Думы городского округа Шуя от 29.06.2016 N 155, предусмотрено, что:
После получения информации о бесхозяйно содержащемся объекте недвижимости Комитет в тридцатидневный срок:
запрашивает в Департаменте управления имуществом Ивановской области сведения о наличии объекта в реестре государственной собственности Ивановской области;
запрашивает в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Ивановской области сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности;
запрашивает в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на объект;
запрашивает в ФГУП "Ростехинвентаризация - БТИ" сведения о зарегистрированных правах на объект;
в случае необходимости подготавливает и направляет запросы в налоговую службу о наличии в ЕГРЮЛ юридического лица, также запрос юридическому лицу, являющемуся возможным балансодержателем имущества (пункт 2.2).
Главными целями и задачами выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и оформления права муниципальной собственности на них являются: а) вовлечение неиспользуемых объектов недвижимого имущества в свободный гражданский оборот; б) обеспечение нормальной и безопасной технической эксплуатации объектов (пункт 1.2).
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск Управления.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А17-5063/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Шуя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
...
Довод заявителя о том, что установленный судами срок для принятия мер по принятию спорных тепловых сетей на учет как бесхозяйных суд округа отклонил в силу следующего. Исходя из положения, установленного в части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить эксплуатирующую теплосетевую организацию. Кроме того, в Положении о порядке оформления права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества на территории городского округа Шуя, утвержденном решением городской Думы городского округа Шуя от 29.06.2016 N 155, предусмотрено, что:"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 октября 2020 г. N Ф01-12963/20 по делу N А17-5063/2019