г. Киров |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А17-5063/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Малых Е.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя ответчика (администрации городского округа Шуя Ивановской области)- Мироновой С.С.(по доверенности от 09.01.2020),
представителя ответчика (Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Шуя) - Мироновой С.С. (по доверенности от 10.01.2020),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Шуя
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2020 по делу N А17-5063/2019
по иску Управления Судебного департамента в Ивановской области (ИНН: 3728029829, ОГРН: 1033700054024)
к администрации городского округа Шуя Ивановской области (ИНН: 3706005341, ОГРН: 1023701392615)
Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Шуя (ИНН: 3706003457, ОГРН: 1023701392571)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Шуйское Муниципальное унитарное предприятие Объединенных котельных и тепловых сетей (ИНН: 3706001241, ОГРН: 1023701390492), Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Управление Судебного департамента в Ивановской области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа Шуя Ивановской области (далее - Администрация) и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Шуя (далее - Комитет) об обязании в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости (сооружения) - участка тепловой сети от тепловой камеры ТК-8 до тепловой камеры ТК-9, от тепловой камеры ТК-9 до внешней границы стены нежилого здания, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Шуя, Комсомольская площадь, д. 19, включая тепловую камеру ТК-9 (участки тепловых сетей N N 27 и 29 от котельной N 5 Шуйского МУП ОК и ТС Dy=108 мм и Dy = 89 мм соответственно, проложенных в канале протяженностью 125,0 п.м и 15,0 п.м соответственно).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2020 исковые требования удовлетворены.
Комитет с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку спорные сети предназначены исключительно для обслуживания зданий, принадлежащих истцу на праве оперативного управления. Использование сетей осуществляется истцом, что подтверждено контрактом и актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Кроме того выражает несогласие с установленными обжалуемым решением сроками постановки спорных объектов на учет как бесхозяйных.
Управление в представленном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения по доводам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.04.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.04.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В судебном заседании представитель Администрации и Комитета настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Управление в представленном отзыве просило рассмотреть дело в отсутствие представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей неявившихся сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации и оперативном управлении Управления находятся:
- административное здание суда, расположенное по адресу: Ивановская область, город Шуя, Комсомольская площадь, д. 19, кадастровый номер 37:28:030114:54;
- здание гаража, расположенное по адресу: Ивановская область, город Шуя, Комсомольская площадь, д. 19, кадастровый номер 37:28:030114:68.
Между Управлением (потребитель) и Шуйским муниципальным унитарным предприятием объединенных котельных и тепловых сетей (теплоснабжающая организация) ежегодно заключаются государственные контракты на подачу тепловой энергии в отношении вышеуказанных объектов. Теплоснабжение осуществляется через спорные тепловые сети.
В соответствии с пунктом 3 акта разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию теплосети N 200 к Государственному контракту на теплоснабжение N 200/2 от 25.09.2018 на балансе и в эксплуатационной ответственности Потребителя находятся: тепловые сети от точки врезки участка тепловой сети N 27 в тепловой камере ТК-8 до тепловой камеры ТК-9 (участок N 27), тепловая камера ТК-9; тепловые сети от тепловой камеры ТК-9 до здания N 19 по пл. Комсомольской (участок N 29); запорная арматура на этих тепловых сетях.
Спорные тепловые сети в оперативном управлении истца не находятся.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о регистрации прав на спорные сети в ЕГРН отсутствуют.
В соответствии с информацией Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях спорные сети не учитываются в реестре федерального имущества.
Также в соответствии с информацией департамента управления имуществом Ивановской области сведения о спорных сетях в реестре имущества, находящегося в собственности Ивановской области, отсутствуют.
Кроме того, согласно информации Комитета спорные сети в муниципальной собственности также отсутствуют.
Посчитав, что данные сети обладают признаками бесхозяйного имущества, отсутствие мероприятий по их содержанию может повлечь впоследствии нарушение прав истца на бесперебойное получение тепловой энергии, истец обратился к Администрации с предложением признать спорную тепловую сеть бесхозяйным имуществом и принять в эксплуатационную ответственность.
Администрацией отказано в принятии мер по признанию спорного имущества бесхозяйным. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
Судом первой инстанции установлено, что спорные объекты недвижимости - инженерные коммуникации, подходящие к зданиям, находящимся в оперативном управлении истца, не имеют собственника, право собственности на них не зарегистрировано. При этом факт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности при заключении контракта не свидетельствует о возникновении у истца вещных прав на спорное имущество, истец собственником инженерных сетей не стал.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации теплоснабжения на территории городского округа лежит на ответчике.
Факт наделения муниципального образования соответствующими полномочиями подтвержден положениями статьи 225 ГК РФ, постановлением N 3020-1.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Шуя, утвержденного Решением городской Думы городского округа Шуя от 23.12.2015 N 87 "Об утверждении положения о комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Шуя", задачами Комитета в сфере имущественных отношений являются, в том числе, обеспечение учета и оформление прав на имущество, принадлежащее на праве собственности городскому округу Шуя и оформление прав на выявленные бесхозяйные объекты, расположенные на территории городского округа Шуя.
Оценив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими материалам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы о сроках, установленных судом первой инстанции для постановки спорных тепловых сетей на учет в качестве бесхозяйных, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения закона при установлении оспариваемых ответчиком сроков.
Ответчик в силу статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса вправе обращаться с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения при наличии достаточных для этого оснований.
С учетом изложенного оснований отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2020 по делу N А17-5063/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Шуя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5063/2019
Истец: Управление Судебного департамента в Ивановской обл.
Ответчик: Администрация городского округа Шуя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрайции городаского округа шуя, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Шуя
Третье лицо: Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, МУП Шуйское Объединенных котельных и тепловых сетей, Второй Арбитражный Апелляционный суд