Нижний Новгород |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А31-12046/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Космол"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020
по делу N А31-12046/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Космол"
(ИНН: 4444001123, ОГРН: 1024400518526)
о признании незаконным отказа Департамента агропромышленного комплекса Костромской области (ИНН: 4401009368, ОГРН: 1034408617484)
в предоставлении субсидии и об обязании принять решение о предоставлении субсидии
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Космол" (далее - ООО "Космол", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента агропромышленного комплекса Костромской области (далее - Департамент) в предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на 1 килограмм молока и молочных продуктов, связанных с глубокой переработкой произведенного на территории Костромской области молока и поставкой молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы, изложенного в письме от 05.08.2019 N 01-12/1399, и об обязании принять решение о предоставлении субсидии.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, отказ Департамента в предоставлении субсидии является незаконным, так как Общество представило все необходимые документы, в том числе подтверждающие факт поставки произведенных им молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы. Заявитель полагает, что исполнение именно ООО "Космол" обязательств по договору комиссии от 29.12.2012, заключенному с ООО "Торговый дом "Костромское молоко", гарантировало обеспечение исполнения заявок учреждений социальной сферы на молоко и молочные продукты. По указанному договору ООО "Торговый дом "Костромское молоко" за вознаграждение производило лишь доставку молочной продукции ООО "Космол" в учреждения социальной сферы. Заявитель считает, что условие о заключении прямых договоров между получателем субсидии и учреждениями социальной сферы не предусмотрено Порядком предоставления субсидий из областного бюджета предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение части затрат на 1 килограмм молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко), связанных с глубокой переработкой произведенного на территории Костромской области молока и поставкой молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 N 531-а (далее - Порядок N 531-а).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Общество заявило ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 05.10.2020, в связи с невозможностью явки представителя.
Суд кассационной инстанции отклонил данное ходатайство в связи с отсутствием предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований. Указанное заявителем обстоятельство не лишило его возможности направить для участия в судебном процессе другого представителя.
Кроме того, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Космол", осуществляющее деятельность по производству молока и молочной продукции, на основании Порядка N 531-а обратилось 25.07.2019 в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии в сумме 561 321 рубля 30 копеек.
К заявлению о предоставлении субсидии Общество приложило следующие документы: справку-расчет на предоставление субсидии; справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером, о соответствии ООО "Космол" требованиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка N 531-а; справку, подписанную руководителем ООО "Космол", об отсутствии у просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Костромской областью (о соблюдении получателем субсидии условия, предусмотренного подпунктом 3 пункта 6 Порядка N 531-а); справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам; товарно-транспортные накладные на молоко, поставленное в ООО "Космол" сельскохозяйственными товаропроизводителями; реестр товарно-транспортных накладных на молоко и молочные продукты, поставленные в учреждения социальной сферы; договор комиссии от 29.12.2012, заключенный между ООО "Космол" и ООО "Торговый дом "Костромское молоко"; договоры поставки (государственные контракты), заключенные между ООО "Торговый дом "Костромское молоко" и учреждениями социальной сферы.
По результатам рассмотрения представленного пакета документов Департамент на основании подпунктов 2 и 3 пункта 11 Порядка N 531-а отказал Обществу в предоставлении субсидии, о чем сообщил письмом от 05.08.2019 N 01-12/1399.
Основаниями для отказа послужило несоблюдение Обществом условий предоставления субсидий, установленных пунктом 6 Порядка N 531-а (наличие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Костромской областью), а также несоответствие документов, определенных пунктом 7 Порядка N 531-а (отсутствие копий договоров и (или) государственных (муниципальных) контрактов на поставку получателем субсидии в учреждения социальной сферы Костромской области молока и молочных продуктов).
Общество посчитало, что отказ Департамента в предоставлении субсидии является незаконным, поэтому обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Порядком предоставления субсидий из областного бюджета предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение части затрат на 1 килограмм молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко), связанных с глубокой переработкой произведенного на территории Костромской области молока и поставкой молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 N 531-а, Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о наличии у Департамента правовых оснований для отказа Обществу в предоставлении субсидии.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение части затрат на 1 килограмм молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко), связанных с глубокой переработкой произведенного на территории Костромской области молока и поставкой молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 N 531-а.
В силу пункта 2 Порядка N 531-а целью предоставления субсидий является возмещение части затрат на 1 килограмм молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко), связанных с глубокой переработкой произведенного на территории Костромской области молока и поставкой молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области, для обеспечения учреждений социальной сферы молоком и молочными продуктами местного производства.
В пункте 4 названного Порядка N 531-а указано, что получателями субсидий являются предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные на территории Костромской области (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), состоящие на налоговом учете на территории Костромской области, осуществляющие глубокую переработку произведенного на территории Костромской области молока и поставку молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области.
Согласно пункту 6 Порядка N 531-а субсидии предоставляются при условии:
1) представления получателями субсидий главному распорядителю как получателю бюджетных средств отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации за отчетный финансовый год;
2) глубокой переработки молока, произведенного на территории Костромской области, и поставки молока и молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области в 4 квартале отчетного года и 1 - 3 кварталах текущего года;
3) отсутствия у получателя субсидии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Костромской областью.
На основании пункта 7 Порядка N 531-а для получения субсидии получатели субсидии представляют в срок до 20 октября текущего финансового года главному распорядителю как получателю бюджетных средств по адресу: 156013, г. Кострома, ул. Маршала Новикова, 37, заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку с приложением документов, в том числе копий договоров и (или) государственных (муниципальных) контрактов на поставку в учреждения социальной сферы Костромской области молока и молочных продуктов.
В подпунктах 2, 3 пункта 11 Порядка N 531-а установлены основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии, среди прочего несоблюдение получателем субсидии условий предоставления субсидий, установленных пунктом 6 настоящего Порядка (подпункт 2); несоответствие представленных получателем субсидии документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, требованиям или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов (за исключением документов, запрашиваемых посредством межведомственного взаимодействия) (подпункт 3).
При этом в силу пункта 12 Порядка N 531-а отказ в предоставлении субсидии по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 11 настоящего Порядка, не является препятствием для повторного обращения за предоставлением субсидии в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество при подаче заявки на предоставление субсидии не представило договоры и (или) государственные (муниципальные) контракты на поставку получателем субсидии в учреждения социальной сферы Костромской области молока и молочных продуктов.
По мнению Общества, факт поставки произведенных им молочных продуктов в учреждения социальной сферы Костромской области подтверждается договором комиссии от 29.12.2012, заключенным с ООО "Торговый дом "Костромское молоко" (комиссионер), и договорами поставки, заключенными ООО "Торговый дом "Костромское молоко" с социальными учреждениями.
Между тем, проанализировав условия названных договоров, суды установили, что отгрузка продукции Общества (комитент) производится в адрес ООО "Торговый дом "Костромское молоко" (комиссионер), приемка продукции осуществляется на складе комиссионера. Реализацию поступившего от комитента товара осуществляет комиссионер, который передает товар покупателю, денежные средства за реализованный товар перечисляются покупателем комиссионеру, который затем перечисляет их комитенту. ООО "Космол" не несет договорных обязательств перед покупателями - учреждениями социальной сферы Костромской области. По всем договорам поставки приобрело права и обязанности и, соответственно, осуществило поставку молока и молочной продукции в учреждения социальной сферы ООО "Торговый дом "Костромское молоко", а не ООО "Космол".
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что ООО "Космол" не представило документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 Порядка N 531-а.
Довод заявителя жалобы о том, что условие о наличии прямых договоров поставки не предусмотрено Порядком N 531-а, противоречит подпункту 3 пункта 7 данного Порядка, которым предусмотрено представление получателем субсидии копий договоров и (или) государственных (муниципальных) контрактов на поставку в учреждения социальной сферы Костромской области молока и молочных продуктов, а не документов, подтверждающих факт поставки продукции, произведенной получателем субсидии.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы не опровергают сделанные судами выводы и по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А31-12046/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Космол" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Космол".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2020 г. N Ф01-13172/20 по делу N А31-12046/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13172/20
16.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1451/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-12046/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-12046/19