Нижний Новгород |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А82-4771/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.
при участии представителя
от истца: Новиковой О.М. по доверенности от 23.05.2018
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020
по делу N А82-4771/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
в лице Северной железной дороги
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к акционерному обществу "Первая грузовая компания"
(ИНН: 7725806898, ОГРН: 1137746982856)
о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Первая грузовая компания" (в настоящее время публичное акционерное общество "Первая грузовая компания", далее - АО "ПГК") о взыскании 2 198 246 рублей 78 копеек платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Исковое требование основано на статьях 210, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39 и 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286 (далее - ПТЭ), и мотивировано простоем вагонов ответчика на железнодорожных путях общего пользования.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 06.12.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020, удовлетворил исковое требование ОАО "РЖД" частично: взыскал с ответчика вы пользу истца 2 198 009 рублей 60 копеек, отказал в удовлетворении остальной части иска. С учетом, что факт простоя вагонов сторонами не оспаривается и наличие вины ОАО "РЖД" в данном простое не доказано, суды пришли к выводу о том, что требование истца подлежит удовлетворению в указанной сумме.
АО "ПГК" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, суды не учли, что на основании договора от 22.11.2017 N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 у истца имелось обязательство произвести ремонт вагонов вне зависимости от станции, на которой они были оставлены и ближайшего вагоноремонтного предприятия. Кроме того, ответчик указывает, что сам истец допускал возможность передислокации вагонов на станцию Микунь. Кассатор полагает, что в нарушение статей 71, 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанции уклонились от оценки доводов ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании ОАО "РЖД" не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу АО "ПГК" - без удовлетворения.
Окружной суд удовлетворил ходатайство АО "ПГК" о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, с марта по июль 2018 года на станции Сольвычегодск Северной железной дороги на путях общего пользования простаивали в нерабочем парке грузовые вагоны, принадлежащие ответчику на праве собственности (аренды), отцепленные в ТР-2 в пути следования по причине их технической неисправности.
ОАО "РЖД", на основании накопительных ведомостях N 11 и 14 начислило АО "ПГК" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов в перевозочном процессе (кроме случая задержки в пути следования). Причины отцепки вагонов в ремонт указаны в уведомлениях на ремонт вагонов формы ВУ-23-М, а также справках формы ИВЦ ЖА 2653.
ОАО "РЖД" в претензиях от 14.09.2018 и 19.09.2018 N 525 и 576 потребовало от АО "ПГК" внести плату за простой вагонов на путях общего пользования.
АО "ПГК" в письмах от 16.10.2018 и 18.10.2018 отказал в добровольном удовлетворении данного требования в связи с тем, что в Уставе не предусмотрено взимание платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе в случае простоя на путях общего пользования вагонов, отцепленных в пути следования по технической неисправности и ожидающих направления в ТОР. Ответчик указал на наличие между сторонами договора от 22.11.2017 N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17, предметом которого является выполнение ОАО "РЖД" текущего отцепочного ремонта вагонов АО "ПГК" в вагонных депо. АО "ПГК" просило передислоцировать вагоны на станцию Микунь, поскольку она является ближайшей к станции Сольвычегодск, на которой расположен пункт текущего отцепочного ремонта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, заслушав представителя истца, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций (часть 11).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры (часть 18).
Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство) утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1.
Суды первой и апелляционной инстанций установили факт простоя вагонов, принадлежащих ответчику, на железнодорожных путях общего пользования. Данное обстоятельство материалам дела не противоречит и сторонами по существу не оспаривается. При этом ответчик считает, что вина в простое спорных вагонов лежит на истце - ОАО "РЖД", поскольку оно не производило действий по передислокации отцепленных вагонов на станцию Микунь для их ремонта.
Так, суды установили, что АО "ПГК" 24.01.2018 обратилось к ОАО "РЖД" с требованием осуществить передислокацию отцепленных неисправных вагонов до пункта ТОР на станции Микунь, в связи с отсутствием на станции Сольвычегодск пункта ТОР, в целях оптимизации пропускной способности станции, сокращения негативного воздействия на инфраструктуру и недопущения непроизводительного простоя неисправных вагонов.
ОАО "РЖД" в письме от 26.01.2018 сообщило АО "ПГК", что передислокация неисправных вагонов на участок текущего ремонта станции Микунь не представляется возможным ввиду выявленных неисправностей вагонов (колесных пар и литых деталей тележек), которые угрожают безопасности движения.
При этом ОАО "РЖД" указало на наличие неисправностей, при которых выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав не допускается в силу прямого указания пункта 14 приложения N 5 к ПТЭ.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 25.05.2015 N 1327р утвержден порядок оформления и передислокации неисправных грузовых вагонов, требующих проведения текущего отцепочного ремонта. Согласно пункту 7 данного порядка вагон подлежит ремонту на станции обнаружения технической неисправности, или, в случае невозможности его проведения на указанной станции, вагон должен быть отправлен для устранения неисправности на ближайшую станцию, на которой расположен участок текущего отцепочного ремонта.
Суды установили, и ответчик это документально не опроверг, что ближайшим вагоноремонтным предприятием является акционерное общество "ВРК-1".
Ответчик проведение ремонта на указанном предприятии не организовал. Таким образом, оснований для освобождения АО "ПГК" от внесения платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в настоящем случае не имеется.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили иск ОАО "РЖД".
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А82-4771/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
...
Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство) утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1.
...
Распоряжением ОАО "РЖД" от 25.05.2015 N 1327р утвержден порядок оформления и передислокации неисправных грузовых вагонов, требующих проведения текущего отцепочного ремонта. Согласно пункту 7 данного порядка вагон подлежит ремонту на станции обнаружения технической неисправности, или, в случае невозможности его проведения на указанной станции, вагон должен быть отправлен для устранения неисправности на ближайшую станцию, на которой расположен участок текущего отцепочного ремонта."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2020 г. N Ф01-12584/20 по делу N А82-4771/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12584/20
21.05.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1104/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-4771/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-4771/19