Нижний Новгород |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А11-85/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от истца: Воляк В.Н. (доверенность от 17.03.2020 N 17/03),
Корневой А.С. (доверенность от 02.12.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "МУПЖРЭП"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.03.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020
по делу N А11-85/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МУПЖРЭП"
(ОГРН: 1073340006090, ИНН: 3329047311)
о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 18.11.2019 N 1782-01-02
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МУПЖРЭП" (далее - ООО "МУПЖРЭП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 18.11.2019 N 1782-01-02.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2020, Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, у Инспекции отсутствовали основания для указания в предписании требования произвести перерасчет платы за содержание помещения. Оспариваемое предписание является незаконным и неисполнимым. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Инспекция отзыв не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направила.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя государственной жилищной инспекции от 14.11.2019 N 2428-01-02 Инспекция провела в отношении ООО "МУПЖРЭП" внеплановую документарную проверку фактов, изложенных в обращении потребителя жилого помещения многоквартирного дома N 35 по улице Комиссарова города Владимира, в ходе которой установила, что общее имущество в указанном доме содержится с нарушением Правил N 170, пунктов 10, 11 Правил N 491, а именно:
- в подъезде N 4 с первого по пятый этажи имеет место повреждение стяжки пола (углубления и выбоины) и частичное отсутствие ПВХ-листов напольного покрытия (пункт 4.4.1. Правил N 170);
- в подъезде N 4 в тамбуре, а также с первого по пятый этажи имеет место повреждение окрасочного слоя стен и потолков, их окрашенная поверхность (в том числе локально) неоднотонна; косметический ремонт в подъезде не проводился более пяти лет; отслаивается краска и имеются следы ржавчины на отопительном приборе и подводящих трубах в подъезде N 4 при входе, слева, под лестничным маршем, ведущим на площадку между первым и вторым этажами (пункты 3.2.8, 3.2.9 Правил N 170);
- в подъезде N 4 при входе слева под лестничным маршем, ведущим на площадку между первым и вторым этажами, присутствует трещина (зазор) между стеновой панелью и панелью перекрытия (пункты 4.8.1, 4.8.4 Правил N 170);
- в подъезде N 4 наличник тамбурной двери не полностью перекрывает зазор между коробкой и стеной, в нижней части двери имеется сквозная щель между коробкой и стеной (пункты 4.8.11, 4.7.2, 4.7.3 Правил N 170);
- в подъезде N 4 отсутствуют уплотняющие прокладки в притворах входной (уличной) и тамбурной двери (пункт 4.8.12 Правил N 170);
- в подъезде N 4 отдельные светильники искусственного освещения лестничной клетки не закреплены к стенам, а светильник на втором этаже не функционирует; на первом этаже не функционирует датчик движения (управления освещением) и свет горит постоянно (пункты 4.8.14, 5.5.8, 5.6.6 Правил N 170);
- на доске объявлений, расположенной в подъезде N 4 многоквартирного дома, и в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, отсутствует следующая информация: номер лицензии управляющей организации, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет"; контактные телефоны аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций (подпункт б пункта 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416);
- в подъезде N 4, в углах стен, на полу тамбура и первого этаже, на поверхности отопительного прибора, расположенного под лестничным маршем, ведущим на площадку между первым и вторым этажами наблюдались загрязнения, что свидетельствует о несвоевременной либо некачественной санитарной уборке лестничной клетки (пункт 4.8.14. Правил N 170);
- имеются загрязнения и отслоение краски фасада при входе в подъезды N 2 и 4, отсутствуют ограничители (остановы) открытия входных дверей в подъезды дома (пункты 4.8.12, 2.6.2, 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил N 170);
- контейнерная (мусоросборочная) площадка расположена менее чем в 20 м от стен и окон дома N 35 по ул. Комиссарова (пункт 3.7.6 Правил N 170);
- имеются трещины в отмостке по периметру дома (пункт 4.1.7 Правил N 170);
- разрушена кромка плиты лоджии квартиры N 46 (пункт 4.2.4.2 Правил N 170);
- над входом в подъезд N 2 не функционирует, а над другими подъездами отсутствуют светильники искусственного освещения (пункты 5.6.2, 4.8.14 Правил N 170);
- в подвальном помещении частично отсутствует освещение, отсутствуют светильники, а в тех, что имеются, отсутствуют лампы (пункты 4.1.3, 5.6.2, 5.5.8 Правил N 170);
- частично отсутствует теплоизоляция труб отопления и горячего водоснабжения в подвале дома (пункты 2.6.6, 4.1.9, 5.1.3 Правил N 170);
- в подвале дома имеется скопление мусора, на полу имеются сухие и влажные следы утечек канализационных стоков, трупы кошек, а также блохи в большом количестве, которые покусали представителя государственной жилищной инспекции и заявителя в ходе осмотра подвала; местами грунт в подвале увлажнен (пункты 3.4.8, 4.1.3 Правил N 170);
- отсутствуют сетки на продухах подвала, мостики для перехода через коммуникации также отсутствуют (пункты 3.4.7., 4.1.4. Правил N 170);
- имеются зазоры между трубами отопления и фундаментом дома с торцевого фасада (пункт 4.1.11 Правил N 170);
- отсутствуют маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя (пункт 5.2.16 Правил N 170);
- имеет место провисание труб отопления либо горячего водоснабжения под потолком подвального помещения (пункт 5.2.21 Правил N 170).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 18.11.2019 N 1749-01-02.
Обществу выдано предписание от 18.11.2019 N 1782-01-02 о необходимости в срок до 15.01.2020 в целях соблюдения прав собственников и пользователей помещений многоквартирного дома N 35 по улице Комиссарова города Владимира, с учетом требований жилищного законодательства, изложенных в акте проверки Инспекции от 18.11.2019 N 1782-01-02, произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения с 18.10.2019 до момента устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 20, 161 162 ЖК РФ, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 170 и 491, суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила N 491 и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила перерасчета).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правилами N 170 установлены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, указанными Правилами установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома.
Нарушение требований Правил N 491 и Правил N 170 подтверждено материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 Правил перерасчета в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В силу пункта 10 Правил перерасчета в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.
Следовательно, Правила перерасчета предусматривают механизм восстановления прав потребителя вследствие предоставления ему услуг ненадлежащего качества путем перерасчета платы за такую услугу.
На основании пункта 6 Правил перерасчета в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными Правилами.
В пункте 10 названных Правил приведена формула, по которой определяется размер уменьшения платы за содержание жилого помещения пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.
В статье 155 ЖК РФ указано, что расчетным периодом за услуги по содержанию жилого помещения признается календарный месяц, соответственно, исходя из содержания предписания, следует, что управляющая организация обязана производить перерасчет платы за содержание жилого помещения ежемесячно до момента устранения выявленных нарушений при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку Общество допустило нарушение норм жилищного законодательства и прав собственников-потребителей.
Суды установили, что предписание является исполнимым, направлено на устранение выявленных нарушений действующего законодательства.
Довод заявителя о неисполнимости предписания правомерно отклонен судами, поскольку порядок определения размера платы подробно установлении в Правилах перерасчета.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствовало жилищному законодательству Российской Федерации и не нарушало права и законные интересы управляющей компании в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.03.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А11-85/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МУПЖРЭП" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "МУПЖРЭП".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
...
Нарушение требований Правил N 491 и Правил N 170 подтверждено материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
...
В статье 155 ЖК РФ указано, что расчетным периодом за услуги по содержанию жилого помещения признается календарный месяц, соответственно, исходя из содержания предписания, следует, что управляющая организация обязана производить перерасчет платы за содержание жилого помещения ежемесячно до момента устранения выявленных нарушений при содержании общего имущества многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф01-13948/20 по делу N А11-85/2020