Нижний Новгород |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А29-15499/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 26.12.2017 N 1),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020
по делу N А29-15499/2019
по заявлению акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"
(ИНН: 1101301856, ОГРН: 1061101039779)
о признании недействительным предписания Службы Республики Коми
строительного, жилищного и технического надзора (контроля),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Захарова Ольга Эдуардовна,
и установил:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) от 08.10.2019 N 444.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Захарова Ольга Эдуардовна (далее - Захарова О.Э.).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание статьи 16 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выводы судов не соответствуют материалам дела. Спорные комнаты являются раздельными жилыми помещениями многоквартирного дома, в каждом из которых зарегистрирован потребитель; установка единого прибора учета электроэнергии в отношении двух комнат невозможна в связи их удаленностью друг от друга.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Служба в отзыве не согласилась с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
Служба и Захарова О.Э., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по обращению Захаровой О.А., проживающей по адресу: город Сыктывкар, улица Гаражная, дом 6/6, комнаты N 1 и 11, Служба провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
В акте проверки от 08.10.2019 N 807 установлено, что Общество, как ресурсоснабжающая организация и поставщик электроэнергии в жилые помещения данного дома, с мая 2019 года производит непосредственные расчеты с собственниками жилых помещений. Жилые помещения N 1 и 11 дома не оборудованы прибором учета.
В июле 2019 года Общество произвело перерасчет и начислило плату за электроснабжение начиная с ноября 2017 года по формуле N 4 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), отдельно по помещению N 1 и отдельно по помещению N 11, исходя из норматива потребления, повышающего коэффициента, а также с учетом того обстоятельства, что в каждой из комнат проживает одно лицо.
Служба пришла к выводу, что Обществу надлежит начислять плату за одно помещение, фактически состоящее из двух комнат, в соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 354, пунктами 7, 7 (1) и формул 7, 7 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354, поскольку в данных помещениях проживает только Захарова О.Э.
Служба выдала Обществу предписание от 08.10.2019 о перерасчете платы за коммунальную услугу "электроснабжение" в комнатах N 1 и 11 начиная с мая 2019 года до установления факта проживания в указанных комнатах более одного человека.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 4, 16 и 157 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", Правилами N 354, суд пришел к выводу о том, что начисление платы за коммунальные услуги осуществляется в зависимости от количества проживающих лиц.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление, и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами установленных жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 N 541 утверждено Положение о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), в соответствии с которым Служба является уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, возникающие в связи с оказанием коммунальных услуг в многоквартирных домах, регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4 и часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 153 и 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме включает плату за потребленную электрическую энергию.
Часть 1 статьи 16 ЖК РФ относит к жилым помещениям: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном жилом доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и Захарова О.Э. заключили договор социального найма от 25.12.2018 N 345, по условиям которого Захарова О.Э. получила в пользование (социальный найм) жилое изолированное помещение, расположенное по адресу: город Сыктывкар, улица Гаражная, дом 6/6, комнаты 1 и 11.
Данное здание введено в эксплуатацию в 1965 году и до 2018 года являлось общежитием. Жилое помещение, указанное в данном договоре, представляет собой две комнаты на одном этаже, не имеющие вспомогательных помещений (отсутствуют туалет, душевая, кухня). Каждая из комнат имеет выход в коридор, относящийся к общему имуществу здания, и поставлена на кадастровый учет как объект недвижимого имущества.
В рассматриваемом случае суды приняли во внимание, что данные комнаты не могут быть идентифицированы как две самостоятельные квартиры в целях определения платы нанимателя за коммунальные услуги, поскольку не обладают дефиницирующим признаком, указанным законодателем, - наличием помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Вместе с тем на основании постановления администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 10.04.2018 "Об изменении статуса жилых домов" дом N 6/6, расположенный по адресу: город Сыктывкар, улица Гаражная, утратил статус общежития, а комнаты признаны жилыми помещениями в многоквартирном доме, в связи с чем отсутствуют основания для применения нормативов потребления электроэнергии в общежитиях.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды в целях определения размера платы за коммунальные услуги признали спорные жилые помещения коммунальной квартирой.
Как обоснованно указали суды, Захарова О.Э. использует комнаты в качестве единого жилого помещения и проживает в них одна; возможность проживания в этих комнатах без использования вспомогательных помещений отсутствует; вспомогательные помещения используются всеми жителями комнат.
Следовательно, суды пришли к верному выводу о том, что плату за электроснабжение в данном случае надлежит начислять в соответствии с пунктом 50 Правил N 354, устанавливающим расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой.
Иное толкование закона в рассматриваемом случае приводит к тому, что плата за электроэнергию начисляется исходя из ее объема, приходящегося на двух потребителей, проживающих в указанных комнатах, что не соответствует действительности.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для признания оспариваемого предписания незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А29-15499/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "Коми энергосбытовая компания".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном жилом доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
...
Как обоснованно указали суды, Захарова О.Э. использует комнаты в качестве единого жилого помещения и проживает в них одна; возможность проживания в этих комнатах без использования вспомогательных помещений отсутствует; вспомогательные помещения используются всеми жителями комнат.
Следовательно, суды пришли к верному выводу о том, что плату за электроснабжение в данном случае надлежит начислять в соответствии с пунктом 50 Правил N 354, устанавливающим расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф01-13927/20 по делу N А29-15499/2019