Нижний Новгород |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А11-14136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.03.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020
по делу N А11-14136/2019
по заявлению автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" (ИНН: 3329085814, ОГРН: 1163300050319)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 24.09.2019 N 1532-01-0
и установил:
автономная некоммерческая организация "Содействие и развитие управления жилищным фондом" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция) от 24.09.2019 N 1532-01-02.
Решением суда от 04.03.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 07.07.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Организация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, со стороны Организации отсутствует нарушение требований жилищного законодательства, в связи с чем у уполномоченного органа не было оснований для выдачи предписания; собственниками помещений дома реализовано право на установление порядка расчета и оплаты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Инспекция допустила грубые нарушения при проведении проверки.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция отзыв не представила.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступили обращения жителей многоквартирных домов 37б и 39 корп. 1 по ул. Новгородская г. Владимира по вопросу правомерности начисления Организацией платы за коммунальные ресурсы по холодному водоснабжению и электроэнергии, потребленных при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Инспекция провела внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения юридическим лицом - Организацией обязательных требований к порядку начисления платы за жилое помещение, в том числе за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов 37б и 39 корпус 1 по улице Новгородской города Владимира.
В ходе проверки Инспекция установила, что Организация распределяет между жителями указанных многоквартирных домов объем коммунального ресурса холодная вода и электроэнергия, потребленного в целях содержания общего имущества, в размере, превышающем установленные нормативы. При этом Инспекция пришла к выводу, что жители на общем собрании собственников помещений решение об оплате коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, в полном объеме не принимали. Данное начисление платы является нарушением действующего законодательства.
Выявленное нарушение отражено Инспекцией в акте проверки от 24.09.2019 N 1532-01-02.
Инспекция Организации выдала предписание от 24.09.2019 N 1532-01-02 о необходимости устранить нарушения в срок до 15.10.2019, а именно: произвести собственникам и нанимателям помещений указанных многоквартирных домов перерасчет платы за коммунальный ресурс по холодной воде и электроэнергии в целях содержания общего имущества, входящий в состав платы за содержание жилого помещения, с 01.01.2017; принять меры по приведению порядка начисления платы за жилое помещение в соответствие действующему законодательству, в части расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Полагая, что выданное Инспекцией предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Организация обратилась в Арбитражный суд Владимирской области.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами ЖК РФ, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), суд отказал в удовлетворении заявленного требования при этом исходил из того, что Инспекция доказала законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно пункту 10 Положения N 493 в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт "а" пункта 11 Положения N 493).
Аналогичные функции и полномочия Инспекции предусмотрены и в постановлении губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21.
На основании части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно, статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, предписание Инспекция выдала в пределах своих полномочий, согласно действующему законодательству.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, что в пункте 3 протокола от 27.12.2017 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 39, корпус 1, по улице Новгородская города Владимира принято решение: расходы на оплату коммунальных ресурсов потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определять исходя из объема потребления коммунальных ресурсов по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В пункте 9 протокола от 18.02.2018 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 37б по улице Новгородской города Владимира принято решение: "Распределять объем коммунальной услуги на общедомовые нужды (в том числе по статье 156 ЖК РФ) в размере превышения объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды".
В силу подпункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения. Данная плата включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
В пункте 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Инспекция верно указала, что принятое собственниками помещений дома решение не может быть реализовано и как следствие принято во внимание в части порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества дома.
С 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги, и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения.
Абзацем девятым пункта 2 Правил N 354 установлено, что коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальным ресурсам на основании Правил N 354 относятся - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Законодатель на федеральном уровне разграничивает указанные понятия, следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса.
Из положений Правил N 354 следует, что распределение сверхнормативного объема потребления ресурса, потребленного на общедомовые нужды (далее - ОДН), осуществляется при расчете платы за коммунальные услуги и только при непосредственном управлении многоквартирным домом или в случае, если способ управления МКД не выбран или не реализован.
Кроме того, статья 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений многоквартирного дома принимать решения об установлении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленных на ОДН, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, используемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
При этом согласно протоколам от 27.12.2017 N 1, от 18.02.2019 N 1 собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды (сверхнормативного потребления), однако не определено каким образом (способом) распределять указанный объем.
Размер расходов на оплату холодной воды и электроснабжения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
В данном случае, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать которую действующим законодательства не предусмотрена. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Данная правовая позиция подтверждена письмом Минстроя России от 17.11.2017 N 50534-ОГ/04 "О порядке перерасчета коммунальных ресурсов".
Таким образом, Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи с чем Организацией допущено нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое предписание суды правомерно сочли, что оно соответствует требованиям закона и является исполнимым.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.03.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 по делу N А11-14136/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений Правил N 354 следует, что распределение сверхнормативного объема потребления ресурса, потребленного на общедомовые нужды (далее - ОДН), осуществляется при расчете платы за коммунальные услуги и только при непосредственном управлении многоквартирным домом или в случае, если способ управления МКД не выбран или не реализован.
Кроме того, статья 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений многоквартирного дома принимать решения об установлении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленных на ОДН, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, используемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
...
Размер расходов на оплату холодной воды и электроснабжения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
В данном случае, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать которую действующим законодательства не предусмотрена. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Данная правовая позиция подтверждена письмом Минстроя России от 17.11.2017 N 50534-ОГ/04 "О порядке перерасчета коммунальных ресурсов"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф01-13936/20 по делу N А11-14136/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13936/20
07.07.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2666/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-14136/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-14136/19