Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф01-13936/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А11-14136/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "07" июля 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" (600031, г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 32, кв. 196, ИНН 3329085814, ОГРН 1163300050319) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04 марта 2020 года по делу N А11-14136/2019, принятое по заявлению автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" (600031, г. Владимир, ул. Юбилейная, д. 32, кв. 196, ИНН 3329085814, ОГРН 1163300050319) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 21, ИНН 3328428138, ОГРН 1033302020586) от 24.09.2019 N 1532-01-02.
при участии:
от автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом"- Шишкина Л.С. по доверенности от 01.06.2020 сроком действия до 31.05.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании)
от Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области- не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Содействие и развитие управления жилищным фондом", г. Владимир (далее также - заявитель, Организация, АНО "Содействие и развитие") обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с требованием о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 24.09.2019 N 1532-01-02.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 04 марта 2020 года по делу N А11-14136/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, автономная некоммерческая организация "Содействие и развитие управления жилищным фондом" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Владимирской области от 04 марта 2020 года по делу N А11-14136/2019- отменить. Принять по делу новый судебный акт, которым требования автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" удовлетворить и признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 24.09.2019 N 1532-01-02.
Автономная некоммерческая организация "Содействие и развитие управления жилищным фондом" считает вынесенное решение суда об отказе в удовлетворении требований незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам и неправильным применением норм материального права.
Представитель автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда незаконным и необоснованным, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представители ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из обстоятельств дела, в Инспекцию поступили обращения жителей многоквартирных домов N 37Б и N 39 корп. 1 по ул. Новгородская г. Владимира по вопросу правомерности начисления управляющей организацией АНО "Содействие и развитие" платы за коммунальные ресурсы по холодному водоснабжению и электроэнергии, потребленных при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Главным специалистом-экспертом государственным жилищным инспектором отдела по контролю за начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги ГЖИ Горбуновой Дарьей Евгеньевной в соответствии с приказом заместителя начальника ГЖИ от 20.09.2019 N 2093-01-02 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения юридическим лицом - АНО "Содействие и развитие" обязательных требований к порядку начисления платы за жилое помещение, в том числе за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов N 37Б и N 39 корп. 1 по ул. Новгородской г. Владимира.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что управляющая организация распределяет между жителями указанных многоквартирных домов объем коммунального ресурса холодная вода и электроэнергия, потребленного в целях содержания общего имущества, в размере, превышающем установленные нормативы. При этом ГЖИ пришло к выводу, что жители на общем собрании собственников помещений решение об оплате коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, в полном объеме не принимали. Данное начисление платы является нарушением действующего законодательства.
Выявленное нарушение отражено Инспекцией в акте проверки от 24.09.2019 N 1532-01-02.
24.09.2019 Организации выдано Предписание N 1532-01-02 о необходимости устранить нарушения в срок до 15.10.2019, а именно: произвести собственникам и нанимателям помещений вышеуказанных многоквартирных домов перерасчет платы за коммунальный ресурс по холодной воде и электроэнергии в целях содержания общего имущества, входящий в состав платы за содержание жилого помещения, с 01.01.2017; принять меры по приведению порядка начисления платы за жилое помещение в соответствие действующему законодательству, в части расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Полагая, что выданное Инспекцией предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, автономная некоммерческая организация "Содействие и развитие управления жилищным фондом" обратилось в Арбитражный суд Владимирской области.
В обоснование заявленного требования Организация указала, что в соответствии с вопросом N 3 повестки дня собрания по протоколу в отношении корп. 1 д. 39 по ул. Новгородская г. Владимира и по вопросу N 9 протокола по д. 37Б по ул. Новгородская г. Владимира приняты решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в том числе с прямой ссылкой на норму статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), то есть по коммунальным ресурсам на содержание общего имущества (часть 9.2). Следовательно, собственниками помещений данного дома реализовано право на установление порядка расчета и оплаты коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пункта 29 Правил по постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 посредством принятия соответствующего решения на общем собрании. Также заявитель указал, что у ГЖИ отсутствуют полномочия в части требования о проведении перерасчета собственникам и нанимателям помещений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции и исходил из того, что согласно протоколам от 27.12.2017 N 1, от 18.02.2019 N 1 собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды (сверхнормативного потребления), однако не определено каким образом (способом) распределять указанный объем; решение о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи, с чем Организацией допущено нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы. Таким образом, выданное предписание является законным и исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения нарушений действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что оспариваемым предписанием Обществу вменяется в вину нарушение действующего законодательства в части начисления платы за жилое помещение, в том числе за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов N 37Б и N 39 корп. 1 по ул. Новгородской, г. Владимира, а именно: управляющая организация распределяет между жителями указанных многоквартирных домов объем коммунального ресурса по холодной воде и электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества, в размере, превышающем установленные нормативы.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения N 493).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения N 493).
При этом в силу пункта 7 Положения N 493 государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, в силу пункта 3.1 которого в целях осуществлении государственного жилищного надзора Инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит в установленном законом порядке плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов.
С 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги, и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения.
В целях защиты прав потребителей и в соответствии с требованиями статьи 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанными Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (а не коммунальных ресурсов), устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 2 Правил N 354 коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами.
К коммунальным ресурсам данные Правила относят - холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, законодатель на федеральном уровне разграничивает указанные понятия, следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса.
Из анализа положений Правил N 354 следует, что распределение сверхнормативного объема потребления ресурса, потребленного на общедомовые нужды, осуществляется при расчете платы за коммунальные услуги и только при непосредственном управлении МКД или в случае, если способ управления МКД не выбран или не реализован.
Кроме того, статья 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений многоквартирного дома принимать решения об установлении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленных на ОДН, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, используемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Согласно материалам дела в пункте 3 протокола от 27.12.2017 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 корп. 1 по ул. Новгородская города Владимира принято решение: расходы на оплату коммунальных ресурсов. Потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определять исходя из объема потребления коммунальных ресурсов по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В пункте 9 протокола от 18.02.2018 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 37Б по ул. Новгородской города Владимира принято решение: "Распределять объем коммунальной услуги на общедомовые нужды (в том числе по статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) в размере превышения объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды".
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что принятое собственниками помещений дома решение не может быть реализовано и как следствие принято во внимание в части порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества дома.
В соответствии с протоколами от 27.12.2017 N 1, от 18.02.2019 N 1 собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды (сверхнормативного потребления), однако не определено каким образом (способом) распределять указанный объем.
Размер расходов на оплату холодной воды и электроснабжения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
В данном случае, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать который действующее законодательство не предусматривает. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минстроя России от 17.11.2017 N 50534-ОГ704 "О порядке перерасчета коммунальных ресурсов".
Согласно позиции Минстроя России плата за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом: снимаются показания общедомовых приборов учета, считается объем услуг по индивидуальным счетчикам, находится разница между общим и индивидуальным потреблением, полученная разница сравнивается с нормативом потребления.
Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.
Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления. Размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, оплачивает управляющая организация.
Данный порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, установлен с целью стимулирования управляющих организаций к проведению мероприятий по энергосбережению (теплоизоляции труб, установке энергосберегающих ламп, ремонту внутридомового инженерного оборудования и т.д.) и, соответственно, снижению размера платы за указанные выше коммунальные ресурсы, поскольку потребление данных ресурсов напрямую связано с содержанием общедомового имущества.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции и административный орган пришли к обоснованному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи с чем Организацией допущено нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы.
Суд правомерно отклонил, довод заявителя об отсутствии у Инспекции полномочий на указание в Предписании необходимости произвести собственникам и нанимателям помещений перерасчёт платы за коммунальный ресурс, как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При этом, содержащиеся в оспариваемом предписании требования о перерасчете платы за коммунальные услуги направлены на устранение выявленных нарушений и соблюдение заявителем действующего законодательства.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемое предписание, возлагающее на Организацию обязанность произвести собственникам и нанимателям помещений вышеуказанных многоквартирных домов перерасчет платы за коммунальный ресурс по холодной воде и электроэнергии в целях содержания общего имущества, входящий в состав платы за содержание жилого помещения, с 01.01.2017; принять меры по приведению порядка начисления платы за жилое помещение в соответствие действующему законодательству, в части расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, законно и обоснованно, является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения нарушений жилищного законодательства.
Все доводы акционерного автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Владимирской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04 марта 2020 года по делу N А11-14136/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-14136/2019
Истец: АНО "СОДЕЙСТВИЕ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Администрации Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13936/20
07.07.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2666/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-14136/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-14136/19