Нижний Новгород |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А11-3328/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.03.2020,
принятое судьей Холминой И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020,
принятое судьями Фединской Е.Н., Богуновой Е.А., Долговой Ж.А.,
по делу N А11-3328/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Калинка"
(ИНН: 3702727219, ОГРН: 1143702009769)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
о взыскании неосновательного обогащения
и процентов за пользование чужими денежными средствами
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Калинка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление) о взыскании:
27 339 рублей 74 копеек неосновательного обогащения в виде платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Иваново, 10-й проезд, дом 18;
3352 рублей 36 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными за период с 11.08.2016 по 24.01.2019;
51 606 рублей 16 копеек судебных издержек, 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска.
Исковые требования основаны на статьях 210, 249, 314, 395, 1102 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 36, 37, 39, 154 - 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1), постановлениях Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Требования мотивированы тем, что спорное нежилое помещение является федеральной собственностью в силу закона и собственник не исполняет предусмотренную законом обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором это помещение расположено, а также оказание коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 04.03.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020, исковые требования удовлетворил частично, взыскав с Управления в пользу Общества 27 339 рублей 74 копейки неосновательного обогащения, 3352 рубля 36 копеек процентов, 31 456 рублей 16 копеек судебных издержек и 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя, суды пришли к ошибочному выводу о том, что спорное помещение относится к федеральной собственности, поскольку данное имущество отсутствует в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Кассатор полагал, что иск Общества в этой части является необоснованным, поскольку истец не обосновал обстоятельство того, что именно Управление является надлежащим ответчиком; указал на чрезмерность судебных издержек. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения. Кроме того, Общество просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 10.11.2020.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, решением общего собрания от 01.07.2016 собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Иваново, 10-й проезд, дом 18, выбрана управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационный участок N 4" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Калинка", Общество).
В спорный период Общество исполняло обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также по управлению многоквартирным домом в отношении собственников всех без исключения помещений в многоквартирном доме. Общество выставляло собственникам помещений, в том числе и Управлению соответствующие счета на оплату данных услуг и работ.
По утверждению истца, Российская Федерация является собственником нежилого помещения в данном доме. Право собственности ответчика на нежилое помещение возникло на основании Постановления N 3020-1, поскольку нежилое помещение является защитным сооружением гражданской обороны, что подтверждается инвентаризационной карточкой и паспортом убежища.
В претензии от 24.01.2019 Общество потребовало от Управления погасить образовавшуюся задолженность. Поскольку данное требование не исполнено, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статьи 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 статей 36 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме и они несут бремя расходов на содержание указанного имущества.
Собственник помещения обязан нести расходы на его содержание, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П указал следующее: несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества. Это обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают. Поэтому управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Спорным в настоящем деле является вопрос о том, кто является собственником спорного помещения и должен нести бремя несения доли в расходах по содержанию общего имущества.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций однозначно установили, и это подтверждено материалам дела, что собственником спорного помещения является Российская Федерация, а полномочия собственника в Ивановской области, осуществляет Управление. На этом основании суды обоснованно заключили, что Управление должно нести бремя спорных расходов, а невнесение соответствующей платы является неосновательным обогащением ответчика и подлежит возврату истцу с начислением на них процентов.
Довод заявителя о том, что спорное помещение не относится к федеральной собственности, основан на неверном толковании норм материального права, противоречит материалам дела.
Из материалов дела видно, и сторонами в ходе судебного разбирательства это не оспорено, что спорное помещение площадью 59 квадратных метров является убежищем (противорадиационное укрытие) с тремя защитно-герметическими дверями и тремя герметическими дверями, рассчитанным на 59 человек. Данное убежище введено в эксплуатацию в 1954 году и отнесено к классу А-V. Указанные факты установлены муниципальным казенным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Иваново" и отражены в паспорте убежища N 500 и инвентаризационной карточке защитного сооружения N 38/500. Данный документ и его содержание ответчиком оспорены не были.
Из Постановления N 3020-1 следует, что объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности (приложение N 1). Такое толкование этого правового акта отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 17653/08.
К объектам гражданской обороны относятся, в том числе, и противорадиационные укрытия, под которыми понимают защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени. Указанное понятие дано в пункте 1 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
Таким образом, спорное помещение является федеральной собственностью в силу закона (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий").
Вопреки позиции заявителя, истец в своем исковом заявлении указывал на нахождение спорного помещения в федеральной собственности, представил соответствующие документы, и сослался на положения закона.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик данные аргументы не опроверг. В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ссылку Управления на отсутствие данного помещения в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" суд округа не принял во внимание. Сам факт отсутствия спорного недвижимого имущества в указанном реестре не свидетельствует о том, что Российская Федерация не является его собственником на основании Постановления N 3020-1.
Каких-либо доказательств, указывающих на выбытие данного имущества из состава федеральной собственности, ответчик не представил, а все его доводы сведены лишь к отсутствию спорного имущества в названном реестре.
Размер задолженности и процентов Управлением не оспорен.
Доводы заявителя о чрезмерности взысканных судебных расходов были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и мотивированно отклонены.
Аргумент кассатора о том, что суды незаконно взыскали с Управления государственную пошлину, поскольку последнее освобождено от ее уплаты, был правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснил следующее.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21).
При этом ссылка заявителя на пункты 13, 15 и 16 данного постановления является необоснованной ввиду того, что какая-либо отсрочка по уплате государственной пошлины истцу не предоставлялась.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск Общества.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.03.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 по делу N А11-3328/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик данные аргументы не опроверг. В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ссылку Управления на отсутствие данного помещения в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" суд округа не принял во внимание. Сам факт отсутствия спорного недвижимого имущества в указанном реестре не свидетельствует о том, что Российская Федерация не является его собственником на основании Постановления N 3020-1.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснил следующее."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 ноября 2020 г. N Ф01-13628/20 по делу N А11-3328/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3599/20
11.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13628/20
13.07.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3599/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-3328/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-3328/19