Нижний Новгород |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А11-12041/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гуршумова Рафаэля Рамизовича
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.02.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020
по делу N А11-12041/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Гуршумова Рафаэля Рамизовича
(ИНН: 330501079707, ОГРНИП: 305333201100266)
о признании недействительными предписаний Управления строительства и архитектуры администрации города Коврова Владимирской области от 29.04.2019 N 17-34/1112 и
17-34/1116,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
рекламное агентство "Концепт",
и установил:
индивидуальный предприниматель Гуршумов Рафаэль Рамизович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными отмене предписаний Управления строительства и архитектуры администрации города Коврова Владимирской области (далее - Администрация) от 29.04.2019 N 17-34/1112 и 17-34/1116 о демонтаже средств наружной рекламы и информации. Одновременно заявитель просил суд обязать Администрацию устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено рекламное агентство "Концепт".
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.06.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, спорная конструкция не является рекламной, информация, размещенная на ней, содержит сведения информационного характера. Предприниматель настаивает на том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку все необходимые для регистрации вывески документы были им сданы в 2013 году.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве возразила против доводов Предпринимателя, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация зафиксировала установку и эксплуатацию без разрешения средств наружной рекламы и информации на фасаде здания по адресу: город Ковров, улица Чернышевского, дом 3: вывеска "Сервисный Центр Контакт", рекламное панно "Продажа новой и б/у техники, обмен старой на новую; ремонт компьютеров, ноутбуков, принтеров, смартфонов, планшетов; заправка картриджей; ксерокопия, печать фотокопий; покупка в кредит; ул. Чернышевского, д. 3 тел. 6-49-61", баннер "Контакт" сервисный центр" режим работы с 10.00 до 19.00 суббота, воскресенье - выходной", баннер с изображением техники.
Администрация установив, что владельцем указанных средств наружной рекламы и информации является Предприниматель выдала ему предписание от 29.04.2019 об их демонтаже, согласно которому необходимо произвести демонтаж средств наружной рекламы и информации на фасаде здания по адресу: город Ковров, улица Чернышевского, дом 3.
С целью упорядочения корреспонденции предписания были зарегистрированы под разными номерами N 17-34/1112 и 17-34/1116 и направлены Предпринимателю по двум адресам.
Предприниматель посчитав, что предписания Администрации являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность оспариваемых ненормативных актов.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
В части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
Постановлением администрации города Коврова от 24.08.2015 N 2080 утверждены Правила установки и эксплуатации средств наружной рекламы и информации на территории города Коврова (далее - Правила N 2080).
Согласно пункту 3.1 названных Правил в состав разрешительной документации на размещение и эксплуатацию средств наружной рекламы и информации входят: для рекламных конструкций - разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; для информационных объектов (в том числе вывесок) и витрин - согласование управления строительства и архитектуры администрации города Коврова.
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается управлением строительства и архитектуры администрации города Коврова (пункт 3.2 Правил N 2080).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении строительства и архитектуры администрации города Коврова, утвержденного постановлением администрации города Коврова от 10.02.2015 N 300 (далее - Положение), управление является структурным подразделением администрации города Коврова, обеспечивающим во взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации города Коврова проведение единой градостроительной политики и регулирование деятельности в области градостроительства, строительства и архитектуры на территории города Коврова.
Компетенция управления строительства и архитектуры администрации города Коврова определяется основными задачами и функциями, а также полномочиями управления в соответствии с настоящим Положением, другими муниципальными правовыми актами города Коврова (пункт 1.4 Положения).
В соответствии с возложенными на него задачами управление строительства и архитектуры администрации города Коврова, в том числе выполняет функцию по участию в работе комиссии по выявлению самовольно установленных рекламных конструкций (пункт 3.16.6 Положения).
Согласно пунктам 1, 3, 4 Порядка демонтажа вывесок и другой визуальной информации, размещенных на фасадах зданий и сооружений, утвержденного постановлением администрации города Коврова от 31.05.2016 N 1598, демонтажу подлежат информационные конструкции, установленные и эксплуатируемые без согласования, полученного от управления строительства и архитектуры администрации города Коврова.
Демонтаж производится владельцем конструкции либо владельцем помещения или здания (в случае если владелец конструкции неизвестен), в пределах фасада которого она размещена, на основании предписания, выданного управлением строительства и архитектуры администрации города Коврова или управлением по экономической безопасности.
В течение 20 календарных дней с момента получения предписания владелец конструкции или владелец объекта недвижимости (в случае, если владелец конструкции неизвестен), в пределах фасада которого она размещена, должен осуществить демонтаж конструкции.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.
Решением Совета народных депутатов города Коврова от 21.06.2017 N 162 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Ковров Владимирской области.
Согласно пункту 15.1 названных Правил благоустройства размещение вывесок, информационных плакатов, афиш и иной визуальной информации, наружной рекламы производится на основании разрешений, выданных администрацией города Коврова.
Из материалов дела видно, что Предприниматель, с целью информирования населения о месте осуществления своей деятельности и привлечения внимания к оказываемым им услугам, разместил рекламные конструкции и вывески на фасаде здания по адресу: город Ковров, улица Чернышевского, дом 3.
Предприниматель указывает, что в 2013 году он заказал в рекламном агентстве "Концепт" изготовить вывеску "Сервисный Центр Контакт", которая была выполнена по всем действовавшим в тот период нормативам. Кроме того, 28.03.2013 он обращался в Администрацию с заявлением о согласовании места расположения данной рекламной конструкции, приложив к нему все необходимые документы.
На момент обращения заявителя в Управление строительства и архитектуры администрации города Коврова с заявлением о согласовании места расположения рекламной конструкции порядок оформления разрешительной документации на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы и информации в муниципальном образовании город Ковров был установлен постановлением главы города Коврова от 03.03.2009 N 363.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения, утвержденного указанным постановлением, разрешение на установку рекламной конструкции выдается администрацией города Коврова.
Доказательства согласования размещения спорной вывески с органами местного самоуправления, а также выдачи разрешения на установку средств наружной рекламы и информации в материалы дела не представлены.
Суды обоснованно отметили, что с учетом четкого регламентирования законодательством сроков рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и информации Предприниматель должен был в 2013 году принять все меры для получения соответствующих разрешений и согласований либо решения об отказе в выдаче таких разрешений и согласований.
Кроме того, Администрация указывает, что разрешение на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы и информации по адресу: город Ковров, улица Чернышевского, дом 3 заявителю не выдавалось, что подтверждается материалами служебной проверки.
С учетом изложенного рекламная конструкция (вывеска) размещена незаконно.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суды пришли к правильному выводу о законности выданного Предпринимателю предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 150 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2850 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А11-12041/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гуршумова Рафаэля Рамизовича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на индивидуального предпринимателя Гуршумова Рафаэля Рамизовича.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Гуршумову Рафаэлю Рамизовичу из федерального бюджета 2850 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 26.08.2020.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
...
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф01-14253/20 по делу N А11-12041/2019